
Репортаж из Зоны отчуждения. Путешествие во времени: в прошлое или в будущее? Новые испытания К10D.
Предисловие
Описать Зону невозможно ничем: ни словами ,ни фотографией, ни видеоматериалами, и даже самая реалистичная компьютерная игра не даст того, что дает поездка. В статье подана небольшая история местности для того, чтобы можно было себе представить, как изменялась Зона на протяжении тысячи лет и представить, какая она сейчас.
Часть первая. История.
Чернобыльские угодья издавна манили князей Черниговских на богатую охоту и отдых. Первое воспоминание о Чернобыле датируется IХ столетием. Тогда князья не могли себе и представить, что будет происходить с этим красивейшим краем через тысячу лет.
О первых изменениях
Первое серьезное вмешательство человека в природу Чернобыльского края началось со строения Атомной станции. Тогда, для обеспечения станции нужным количеством воды, была затоплена огромная территория, на которой, кроме всего прочего, находилось и три немалых села. С первым заложенным камнем станции был заложен и первый камень нового города – Припять. Строительство новых объектов было поручено лучшим представителям молодежи СССР. Возведение велось на равнине, потому началось все с палаточного городка, а первое построенное жилье предназначалось строителям.
О городе
Припять был настоящей советской утопией. Средний возраст населения – 26 лет, город без пенсионеров, на 50 000 жителей в городе было 10 000 машин. Инженеры и руководство станции получали порядка 4 000 рублей. Для жителей не существовало проблем с товарами, магазины всегда были заполонены, а автомобили и «эксклюзив» для них всегда были без очереди. В городе отсутствовала безработица, не существовало «квартирного вопроса».
О станции
Чернобыльская АЭС должна была стать одной из самых мощных атомных станций мира. Хотя вход на станцию в своё время и украшал лозунг «Мирный атом – в каждый дом», станция оснащена двухцелевыми реакторами типа РБМК. Их особенность заключается в том, что кроме энергии они способны работать в военных целях и обогащать уран. РБМК реакторы используются также на станциях в Прибалтике, на Курской и Ленинградской АЭС.
Относительно недалеко от Чернобыльской станции так же расположен военный объект – Чернобыль-2. ФАР (фазированная антенная решетка) способная засечь запуск ракеты или определенного типа самолетов даже на другом континенте, а в случае запуска ракеты на СССР в ответ были бы запущены ракеты уже через 40 секунд. Одна из версий: данный радарный комплекс так же должен был влиять на траекторию полёта ракет противника.
Об Аварии
Многие авторитетные в данном вопросе эксперты и исследователи утверждают, что причиной катастрофы стал эксперимент, но не все из них озвучивают некоторые детали. Суть его заключалась в проверке способности системы запасных насосов вовремя стабилизировать ситуацию в случае отказа основной системы. При том, что электроэнергию для этих насосов сама же станция и вырабатывала.
Углубляться в сам ход трагического эксперимента не стану. Скажу только , что изначально такой опыт планировался на станции под Ленинградом, но что заставило братское руководство в Белокаменной перенести его на станцию подальше от себя – остается неизвестным. Была ли это интуиция или понимание того, что эксперимент небезопасен…
Хорошо, когда под рукой есть братский народ, на котором можно ставить опыты…
По словам очевидцев, вспышек было 2 с разницей в 1,5-2 секунды. Первый взрыв оставил северный след, второй – юго-западный. Под следом подразумевается выпадение пятен из радиоактивных металлов. К счастью, в воздух было выброшено всего 5% топлива. Если бы было не 5, а 45, то про восточную Европу можно было бы забыть. Радиоактивное облако обошло мир, а осадки выпали даже в Арктике. Вряд ли автор лозунга о мирном атоме мог предположить, насколько его детище будет наполнено сарказмом.
Эвакуационные работы были проведены по-военному. Корабли, железнодорожный транспорт и километры автобусов на следующий день после аварии вывезли более чем 50 000 жителей и гостей Припяти. Людям обещали возвращение через несколько дней и просили с собой брать только деньги и документы.
Интересно, что драгоценные металлы и купюры из отделения Сбербанка СССР в Припяти вывезли уже через 2 часа после аварии, в отличие от людей.
Зона принудительного отчуждения не всегда была такой, какая она сегодня. Её расширяли в несколько этапов , и отношение к ней было совсем другим.
Часть вторая. В гостях у Зоны
Добро пожаловать
Рестораны и гостиницы - признак гостеприимства.
|
В 8:30 из Киева отправился автобус. До первого КПП Дитятки от границ Киева приблизительно 100 километров, но близость Зоны начинает ощущаться несколько раньше. С приближением, дороги становятся пустыми, села - меньше, за окном появляются заброшенные дома и фермы. Зона приближается.
Зона сегодня – это государство в государстве, размеры которого в два раза больше чем Люксембург. Здесь свои границы, своя власть, свои законы и порядки. Попасть в Зону можно только по предварительной договоренности с местной властью, отправив им по факсу паспортные данные и номер автотранспорта. В обязательном порядке группа находится в Зоне отчуждения только с гидом, он же представитель власти. На КПП проходит проверка количества участников и соответствие паспортов. Не пускают несовершеннолетних, людей, которые за свои злодеяния в Зоне попали в «черный список», и журналистов. За незаконное пребывание, охоту, вылов рыбы, вывоз грибов, ягод – 4 года другой зоны – лишения свободы.
За КПП начинается уникальный в своём роде рекреативный заповедник – Чернобыльская пуща. Здесь ведутся работы не только по восстановлению фауны Полесья, сюда также завозятся новые виды животных, такие как, например, лошадь Пржевальского. Они способствуют рекультивации и помогают ученым изучить влияние радиации на живые организмы. Кстати про живые организмы: самой большой опасностью для посетителей Зоны является мох, который аккумулирует в себе радиоактивные вещества и очень распространен в этой местности.
Смотря в окно, на секунду забываешь, что приближаешься к эпицентру мощнейшей техногенной катастрофы человечества. Природа настолько красива и разнообразна, что создается впечатления окрестностей дорогого санатория, но брошенные и разрушенные здания возвращают тебя к суровой реальности. Покинутые селения, поросшие кустами и молодыми деревьями, наталкивают на мысль о реванше природы в битве с человеком.
Чернобыль - жив замертво
Вера
Действующих храм в городе Чернобыль.
|
Первая остановка после проверки документов – город-герой Чернобыль. Очень странное ощущение вызывает стелла, на которой кроме даты основания через черту идет дата эвакуации. Первая мысль – город мертв, но это не так. В городе живут люди, функционирует храм, работают магазины, гостиница, столовая. На некоторых домах можно видеть надпись: Здесь живет хозяин дома – это дома самоселов, людей, которые были эвакуированы, но, не смотря на повышенный радиационный фон, сильное чувство Родины взяло верх. Остальные же дома в руинах.
После короткой беседы в администрации, мы отправляемся на бывший стадион. Посреди заросшей поляны стоит военная и пожарная техника - памятники ликвидаторам аварии. Наверное, это единственное место в мире, где дозиметр возле памятников показывает 560 МкР/час.
Речной порт города – кладбище кораблей. Подходить близко к воде, а уж тем более к металлическим скелетам кораблей достаточно опасно.
Прометей спит
При въезде в «десятку» (так называют 10-ти километровую зону) ещё одно КПП «Лелев». Через несколько минут перед нами предстает сама Станция, окруженная с одной из сторон индустриальным лесом трансформации и передачи электроэнергии, а с другой стороны – водой и вспомогательными объектами. Непривычно смотрятся сомы, плавающие в канале рядом с ней.
ЧАЭС больше не функционирует. Несколько лет назад, президент Кучма под международным давлением остановил 3-ий энергоблок, входивший в 8-ку самых безопасных атомных объектов Европы. После выключения тумблера Европа зааплодировала, а Украина зарыдала. 3-ий блок должен был проработать как минимум до 2012 года, выработать заложенный потенциал. Чем обернется для нас такое решение – никому не известно, но, по словам экспертов, повод для волнения есть. И он не один. Французы, энергетика которых базируется на атоме, вызвались помочь юной Украине –построить хранилища для отработанного топлива, потом также выступили соинициаторами организации общеевропейского хранилища на территории ЧАЭС. В итоге оказали нам медвежью услугу: сооруженные по французской технологии хранилища не предусмотрели особенности грунта Полесья, результат - высокая вероятность попадания отходов в грунтовые воды.
Мы осмотрели станцию с нескольких сторон. Со стороны входа фотографировать этот стратегический объект запрещено. Радиационный фон возле станции порядка 450 МкР/ч.
Вскоре после пересечения «моста смерти» мы попали на въезд в мертвый город Припять.
«Мост смерти» - отнюдь не пафосное название из американских дешевых фильмов. Мост, отделяющий Припять от ЧАЭС, так был назван после Аварии. Дело в том, что с обеих сторон этого моста были милицейские посты, и дежурные, которые во время аварии находились ближе к станции, получили смертельную дозу радиации и погибли через несколько дней, а дежурные со стороны города выжили, хотя и получили серьезную лучевую болезнь.
Здесь будет город-сад
Вот он, мертвый город-сад. Припять погибла, будучи ребенком 16ти лет. Её дома, осажденные деревьями и кустарниками, с трудом напоминают улицы и кварталы. Проезжая по главному проспекту мы попадаем в центр города - огромную площадь. Через её асфальт пробивается трава, а сверху его разрушает мох. Все кажется настолько нереальным - в это нельзя поверить, этого нельзя допустить, но это – правда. Образцовый город «Нерушимого Союза» мертв.
Для осмотра города сверху была выбрана крыша ближайшей 16-ти этажки. Внутри дома выглядят намного хуже, чем снаружи. Конечно, многие дома в Припяти – аварийные, но ужасает не это. Квартиры разграблены, из них вынесено все, что можно вынести. Весь метал: почтовые ящики, двери шахты лифта, электрооборудование - всё это было вынесено, переплавлено и продано на украинских рынках... Внутри самого дома возникают непередаваемые ощущение. Из-за того, что выбранное здание очень напоминает своей планировкой мой дом, на какое-то время создалось ощущения, что в детстве по этой лестнице я спускался во двор погулять; по этому коридору доходил до квартиры, вставлял ключ в замок и заходил домой после школы. Всё это напоминало жуткий сон, в котором было слышно лишь биение сердца, дыхание и легкий шелест оторвавшихся обоев. С крыши можно оценить всю красоту, весь ужас и нереальность ситуации.
Осмотреть Припять за 3 часа, которые мы там находились, просто невозможно. Я успел побывать в Доме культуры, на паре этажей гостиницы «Полесье», РУВД, бассейне «Лазурный» и парке аттракционов, открытие которого так и не состоялось. Это была как первая доза наркотика - теперь, после увиденного, Зона манит меня ещё больше, чем до приезда.
K10D – в Десятке
Во время путешествия в Зону моему К10му пришлось пройти через 2 испытания.
Первое, хотя и случилось по глупости, было достаточно серьезным. Вследствие попадания колеса автобуса в яму на выезде из Чернобыля на байонет К10-го с одетым DA18-55 было разлито немалое количество минералки. На момент попадания воды аппарат находился в выключенном состоянии. После протирания аппарат был включен и работал, как прежде.
Второе испытание – это работа в местах повышенной радиации. По словам гида и остальных участников группы у фото- и видео- техники возникали проблемы с батарей, она быстро теряла заряд после съемок на смотровой площадке ЧАЭС, где радиационный фон - 450 МкР/час. В городе Припять ко мне подошел парень с зеркалкой (бренда-участника святой фото-войны) и попросил помочь. Фотографируя на автомате, у него получались затемненные кадры, в полуавтоматических режимах - тоже. После снимков в ручном режиме я пришел к выводу, что экспонометр работает неисправно. К сожалению, под конец поездки в его фотоаппарате села батарея, потому исправность экспонометра за пределами Зоны проверить не удалось, но по словам владельца, такое с фотоаппаратом происходило в первый раз. Не батарея, не экспонометр, не влагозащищенный корпус К10Д в этой поездке меня не подвели.
Послесловие
После поездки в Зону отчуждения возникло гораздо больше вопросов, чем было до самой поездки.
Что же такое Зона? Спящий вулкан, способный уничтожить жизнь на планете, или Ноев ковчег, в котором родятся устойчивые к радиации организмы? Ценим ли мы то, что у нас есть? Ценим ли мы жизнь? Готово ли наше поколение в случае аварии пожертвовать собой, как это сделали отважные Ликвидаторы? Ведь если бы они тогда не совершили свой геройский поступок –пожар бы перекинулся на 3-ий блок, и в таком случае масштабы катастрофы были бы в сотни раз больше. Какими же будут наши родные города завтра? Высокоразвитые селения умных существ или зараженные радиацией, поросшие мхом бетонные коробки? От кого зависит наше завтра и завтра наших детей?
Говорят, война возвращается вновь, когда об её ужасах забывают. Давайте вечно помнить об ужасах Чернобыля и героизме тех людей, которые их остановили.
P.S.
Больше фотографий разных авторов здесь.
Проект художников, разрисовавших Припять на 20-ти летие трагедии.
http://www.26-04-1986.com/
Проект художников, разрисовавших Припять на 20-ти летие трагедии.
http://www.26-04-1986.com/