Архив конкурсов
Стереосъемка пейзажей одним фотоаппаратом
Автор:

Стереосъемка пейзажей одним фотоаппаратом

16 Февраля 2011 Версия для печати
В избранное
Стереосъемка пейзажей одним фотоаппаратом
Получить стереоизображение пейзажей во время путешествий не представляется не очень сложным. Это можно сделать спокойно одним фотоаппаратом безо всяких особых трудностей и приспособлений.
Для того, чтобы сделать хороший пейзаж, вспоминаем правила стереосъемки, описанные в предыдущих статьях. Съемка ведется одним фотоаппаратом, но при этом надо очень четко контролировать некоторые параметры.

Съемка пейзажа, как статичного объекта, производится путем фотосъемки двух одинаковых кадров с разных точек съемки.

Для начала вам надо придумать способ, как вы будете кадры, составляющие стереопару, отделять от остальных аналогичных кадров на карте памяти. Я для этого просто фотографирую свою ногу, которая всегда со мной ))), и после перекачки файлов на компьютер четко знаю, что за снимком ботинком идет стереопара, с которой мне и надо работать. Но тут вариантов множество, и каждый может придумать свой индивидуальный.

Теперь о технике съемки.

Вы сначала выбираете композицию снимка и делаете первый кадр. Потом с зависимости от расстояния до объектов съемки либо делаете широкий шаг в сторону, либо перемещаетесь на несколько метров, если до сюжета более километра, и делаете второй кадр.

Первая, и очень важная, задача – соблюсти при этом горизонтальность фотоаппарата. Для этого вы визуально «привязываете» границы кадра к любой горизонтальной линии (горизонт, крыша дома. линия дороги и проч.), имеющейся в сюжете во время съемки первого кадра, и повторяете ту же операцию на втором.

При этом для места съемки надо выбрать достаточно ровную площадку, чтобы не было большого перепада высот. Перепад всего в полметра будет заметен на стереопарах и привести к ухудшению качества стереоизображения.

Снимать нужно направленным методом, поэтому следить за границами кадра не надо: все получается автоматически. То есть вы центральную точку фокусировки в видоискателе фотоаппарата совмещаете в какой-либо точкой на сюжете съемки, и когда делаете второй кадр – делаете то же самое. То есть в центре снимка у вас будет один и тот же объект, при этом оптические оси объектива на обоих кадрах стереопары будут сходиться в этой одной точке.

Экспозиция в большинстве должна быть подобрана по самому светлому участку кадра при дневном освещении (исключение - солнце, если оно попадает в кадр). Если на небе есть тучи или облака, то по ним, если нет – то по наиболее светлому участку кадра. Это делается по причине того, что из темного участка кадра вы всегда сможете «достать» детали в графических пакетах, из пересвеченных – никогда.

Режим автофокусировки лучше сделать центральным (только по центральной точке фокусировки), так как есть вероятность, что при многоточечном замере автофокус может навестись совсем не туда и вы получите на стереопаре одно резкое, а другое не резкое изображение. При съемке пейзажей в принципе автофокус можно отключить вообще, так как все равно все сюжеты находятся в бесконечности, и ее спокойно можно выставить вручную, отключив автофокус. Конечно было бы лучше для увеличения ГРИП выставить гиперфокальное расстояние, но на большинстве современных объективов отсутствует шкала глубины резкости и это дело напряму. зависит от профессионализма фотографа и знания им возможностей своей фототехники, которой он снимает. В этом случае, чтобы получить максимальную ГРИП на кадре на сюжете, в котором все уходит в бесконечность, резкость наводят объект, находящийся в 10-20 метрах от фотографа в зависимости от объектива и фокусного расстояния. Но это уже дело опыта.
Гатчинский парк
Особенностью пейзажной фотосъемки является то, что желательно чтобы в сюжете не было быстродвигающихся объектов: людей, машин, облаков… Очень не рекомендуется такая съемка в ветреную погоду. В то короткое время, когда вы перемещаетесь из одной точки съемки в другую, объекты то же успевают переместиться, причем – значительно. В результате на снимке возникают их двойные изображения, каждое из который на стерео видно только одним глазом в виде мерцающих фантомов, например, как пешеходы на мосту на этом снимке.
Гатчинский парк
Если от этой «напасти» не избавится, то тут на помощь придет обработка в графических пакетах, где можно быстро поставить движущиеся объекты «на место».
Парк Мон-Репо (Выборг)
Парк Мон-Репо (Выборг)
При стереосъемке пейзажа желательно не выбирать очень низкие точки съемки, так как объекты переднего плана, попавшие в кадр, будут в нерезкости, а это, как уже говорилось, ведет к не комфортному восприятию фотоснимков.
Парк Мон-Репо (Выборг)
Чем выше вы заберетесь, тем интереснее и лучше по качеству будет стереофотография. Вообще пейзажная стереофотография очень "любит" высокие точки съемки.
Старинные каменоломни (Извара)
Старинные каменоломни (Извара)
Что касается сюжетов переднего и заднего планов, то тут то же есть нюансы.
Если выбрать не связанные между собой сюжеты, то объекты съемки будут как бы на аппликации визуально не связаны между собой. Таким образом получается объемно-плоскостная картинка, где каждый план живет "своей" жизнью.
Усадьба барона Врангеля (Торосово)
Но в этом конкретном случае объекты заднего фона можно сделать не резкими и размытыми без потери качества изображения. Такие снимки можно делать на открытой диафрагме или на длинном фокусе. Но лучше, чтобы в объектив не попадали объекты, расположенные перед основным объектом съемки.
Усадьба барона Врангеля (Торосово)
Гатчинский парк
К тому же такие стереоснимки в несвязанными между собой планами вполне может выручить большая многоплановость, кода таких планов гораздо больше двух.
Старо-Ладожский канал
То есть надо стремиться к тому, чтобы на пейзажных стереоснимках передний план плавно переходил в задний, при этом не приближаясь к объектам съемки на критические расстояния зоны «нерезкости» и излишне большого параллакса.
Крепость Копорье
Если на снимке есть плавный переход между передним и задним планами, то и сюжет с четко разделенными планами сразу выравнивается при восприятии. На этом снимке это происходит за счет изображения земли
Крепость Копорье
Усадьба барона Врангеля (Торосово)
Усадьба барона Врангеля (Торосово)
Принципиально возможно увеличить стереоэффект изображения за счет введения на передний план резких объектов (в данном случае веток дерева), за счет использования широкого угла объектива. При этом ГРИП резко возрастает.
Монастырь "Сурб-Хач" (Старый Крым)
Монастырь "Сурб-Хач" (Старый Крым)
Ну и немного о стерео базисе.
При съемке средних планов вполне достаточно широко расставить ноги и перенести корпус с одной ноги, во время съемки первого кадра, на другую на втором.
Монастырь "Сурб-Хач" (Старый Крым)
Кирха
Когда до объектов съемки несколько десятков метров – можно между кадрами сделать один-два шага в сторону.
Гатчинский парк
Если объект далеко, то надо просто перейти на несколько метров из одной точки съемки в другую. При таких сюжетах базис составляет 2-3 метра. Если сюжет съемки находится у горизонта - 5-6 метров.
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона
Турецкий дневник 2010

Комментарии

Luppin Роман Приходько
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-11
Откуда: Tuapse
Добавлено: 10:50, 16 Февраля 2011Цитировать
Конечно работа проделана большая, но лично мне больше по душе стерео фотографии выполненные на линзовых растрах. Да, лицензия дороговата но зато глаза ломать не надо...
Фото автора (21)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (12)
moldova360 Николай Соловьев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-09-19
Откуда: Кишинев moldova360.md
Добавлено: 02:39, 18 Февраля 2011Цитировать
отличная статья !!!
Фото автора (15)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (53)
Дмитрий Кораблев Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 03:04, 18 Февраля 2011Цитировать
Luppin писал(а):
Конечно работа проделана большая, но лично мне больше по душе стерео фотографии выполненные на линзовых растрах.

Речь идет о фотосъемке, а не о способах воспроизведения
Фото автора (1)      Cтатьи автора (97)      Комментарии (287)
Рудаков Виталий Vitalii R Рудаков Виталий
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-02-14
Откуда: МО,п.Селятино
Добавлено: 08:34, 18 Февраля 2011Цитировать
А к чему страшная модель с разными линзами?...
Фото автора (227)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1799)
Дмитрий Кораблев Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 09:34, 19 Февраля 2011Цитировать
Это просто стереокартинка. Видали календарики такие продают? Вот это оно и есть )))
Есть стерео, когда изображение объемное, есть варио, когда одна картинка перетекает в другую.
Фото автора (1)      Cтатьи автора (97)      Комментарии (287)
Bondezire vb007 Bondezire
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2006-11-14
Откуда: СПб
Добавлено: 12:59, 19 Февраля 2011Цитировать
Photik писал(а):
есть варио, когда одна картинка перетекает в другую.
разноцветие глаз - это вполне определенный, и совсем не варио-забавный, знак... )))
Фото автора (78)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (243)
Дмитрий Кораблев Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 01:34, 19 Февраля 2011Цитировать
Здесь обыкновенный Фотошоп ))))
Фото автора (1)      Cтатьи автора (97)      Комментарии (287)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Стереосъемка пейзажей одним фотоаппаратом
© 2007-2011 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!