Архив конкурсов
Стереосъемка людей одним фотоаппаратом.
Автор:

Стереосъемка людей одним фотоаппаратом.

14 Февраля 2011 Версия для печати
В избранное
Стереосъемка людей одним фотоаппаратом.
Стереофотосъемка неподвижных объектов в принципе не вызывает особых трудностей. Но и здесь есть свои тонкости, которые надо знать.
В данном случае речь пойдет о фотографировании неподвижных людей, так как съемка неживой природы и разного рода вещей не вызывает особых трудностей.

Начнем с того, что, так как расстояние до модели находится в пределах нескольких метров, то стереобазис между оптическими осями объектива точек съемки должен быть в пределах 7-20 см. Если он будет больше, то возникает риск получения излишне большого параллакса, в результате чего стереоизображение будет проблематично свести и получить качественное изображение.

Получить такой базис можно двумя способами.

Первый – поставить ноги на ширине плеч, и переместив массу на одну из них, сделать первый кадр, потом переместить массу тела на другую ногу и сделать второй снимок. Но этот способ съемки «на любителя», и имеет дольшие ограничения.

Второй способ более эффективный и универсальный (в следующей статье узнаете почему).

При съемке надо сместить корпус «до упора» влево и сделать снимок, потом сместить корпус вправо и сделать второй снимок. Этот способ позволяет снимать не только стоя, но и сидя, и находясь на корточках, и стоя на коленях, что делает условия фотосъемки гораздо более универсальными.

К тому же этот способ фотосъемки позволяет намного легче производить ее направленным способом, совмещая оптические оси объектива в одной точке сюжета съемки. Поэтому при фотографировании мы не только сдвигаемся сначала влево, но и немного разворачиваем линию плеч, выдвигая левое плечо немного вперед. Сдвигаясь в крайнюю правую точку, соответственно вперед идет правое плечо. При этом надо не забывать о строгом соблюдении горизонтального положения фотоаппарата.

Перед стереофотосъемкой этому надо потренироваться. То есть все действия должны быть доведены до автоматизма, чтобы во время фотосъемки думать не о том, как двигаться, а о более важных вещах..

Для этого можно использовать один из видов соревнований по фотомногоборью, применяемому в Санкт-Петербургском фотографическом обществе. Суть упражнения в том, чтобы при любом положении фотоаппарата (на вытянутых руках вверх, фотоаппарат опущен к полу и тому подобное) всегда на уровне интуиции чувствовать направление оптической оси объектива, естественно, не глядя в видоискатель. Для этого на фокусном расстоянии объектива 50-80 мм фотографируют небольшой предмет размером с футбольный мяч с расстояния метра полтора, добиваясь полного его попадания в кадр.

После этого можно привязать к объективу лазерную указку, и попытаться правильно двигаться, удерживая луч на объекте размером с комнатный выключатель. Как только все начнется без усилий получаться, обычно применяется техника запоминания, позаимствованная в актерском мастерстве, именуемая ПФД (память физических действий). Надо закрыть глаза, и несколько раз повторить действие, запоминая все, начиная от физических ощущений и кончая психологическим настроением. Это важно, так как при крайних положениях тела фотографа физические ощущения при правильной фотосъемке достаточно конкретны и их надо знать на уровне подсознания.

Чтобы ваше тело быстро вспомнило во время съемки отработанное движение, можно повесить психологический «якорь», позаимствованный из НЛП (нейро-лингвистического программирования). То есть сразу после выполнения упражнения, например, ущипнуть себя за такое место, за которое вы точно в повседневной жизни себя не ущипнете, даже случайно. Или сделать любое другое действие, связанное с физическим воздействием на свой организм.

Во время съемки ущипнув себя в нужное место (или сделав другое аналогичное действие), можете быть уверенным, что ваш организм мгновенно вспомнит нужное состояние, и вы «на автомате» сделаете все как надо. Но надо помнить про поговорку "повторение - мать учения", и между этими действиями поначалу не должно проходить более нескольких дней, иначе эффекта не будет.
При стереосъемке людей в большинстве случаев делают так, чтобы нулевой параллакс во время сведения стереопар был на фигуре человека или его лице. Как уже говорилось, зритель всегда обращает основное внимание на объект на снимке с нулевым параллаксом, а человек на снимке в большинстве случае является центром композиции. Поэтому при фотосъемке именно на этих деталях изображения должна находиться точка схождения оптических осей объектива. \

В этом случае при сведении стереопары получается идеальный вариант.

На этом снимке точка схождения оптических осей была на фигуре девушки, как и последующее выставление нулевого параллакса при сведении стереопары.
Немного о композиции (то есть о размещении объектов в кадре). Если в сюжете есть диагональная линия, то ее лучше пускать либо в угол кадра, либо немного выше за вертикальную границу кадра. Линия, упирающаяся в нижнюю границу кадра, в стереофотографии обычно не несет в себе ничего хорошего.
Если мы имеем дело с подвижными видами стихии, такие как ветер или вода, то лучше снимать неподвижные объекты либо между порывами ветра, или попросить модель не шевелится, чтобы «успокоились» волны.
Статичную позу модели тоже надо выбирать с учетом того, чтобы человек перед камерой мог находиться в ней достаточно долго, не испытывая при этом дискомфорта. То есть поза должна быть устойчивая, лучше с использованием позаимствованного из скалолазания принципа "трех точек". То есть в любой момент времени модель должна опираться на землю и другие объекты окружающей среды не менее чем в трех точках, что придаст фигуре достаточную устойчивость и неподвижность.

Хотя тут много зависит от модели. Есть очень подвижные, а встречаются и такие, которые способны в течение 30 секунд быть абсолютно неподвижными, но это уже своеобразный талант…
Если рука модели держится на весу, да еще выдвинута в сторону фотографа, то такой снимок уже вызывает дополнительные трудности, связанные как с точкой наводки на резкость (в данном случае, чтобы избежать дополнительного положительного параллакса - по руке), и кончая создания условий для неподвижности модели.

Эта фотография сделана как раз вторым способом съемки путем смещения корпуса из стороны в сторону, так как нужно было опуститься до уровня модели.
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона
Турецкий дневник 2010

Комментарии

nsibfoto Oleg Dobrov
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-02-11
Откуда: Novosibirsk
Добавлено: 09:37, 14 Февраля 2011Цитировать
Интересно. "Не совсем понял При стереосъемке людей в большинстве случаев делают так, чтобы нулевой параллакс во время сведения стереопар был на фигуре человека или его лице".
На сколько понимаю, паралакс это разница в прямоугольных координатах одной и той же точки на левом и правом снимке, и эта величина напрямую зависит от растояния этой точки до матрицы аппарата. Или это достигается програмно при обработке стереопары?
Фото автора (31)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (50)
Александр Дончак Aleksa Александр Дончак
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-08-19
Откуда: Львов
Добавлено: 09:46, 14 Февраля 2011Цитировать
Вчера впервые снимал «театрализованную экскурсию» на видео, но успел левой рукой сделать пару репортерских снимков. Постараюсь по возможности статью написать.
Фото автора (118)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (446)
Дмитрий Кораблев Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 10:00, 14 Февраля 2011Цитировать
nsibfoto писал(а):
На сколько понимаю, паралакс это разница в прямоугольных координатах одной и той же точки на левом и правом снимке, и эта величина напрямую зависит от растояния этой точки до матрицы аппарата. Или это достигается програмно при обработке стереопары?


Это достигается путем визуального контроля при сведении стереопары. Нулевой параллакс вы можете выставить в любой точке снимка. См. статью про программное обеспечение.
Фото автора (1)      Cтатьи автора (97)      Комментарии (287)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Стереосъемка людей одним фотоаппаратом.
© 2007-2011 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!