Архив конкурсов
Отличия стереофотографии от традиционной
Автор:

Отличия стереофотографии от традиционной

2 Февраля 2011 Версия для печати
В избранное
Отличия стереофотографии от традиционной
На первый взгляд создание 3D фото кажется простым, но достичь ярко выраженного трехмерного эффекта удается далеко не всегда. Дело в том, что стереофотограф и монофотограф должны иметь свой взгляд на окружающий мир во время съемки. Причем в большинстве своем полностью противоположный.
Тут многое зависит от восприятия снимков. Очень часто стереофотографы начинают испытывать восторг перед превращением снимка в объёмный кусочек пространства. Но при этом: стереоэффект есть, а интереса к снимку - нет. При этом простой перенос канонов традиционной фотографии в стерео не работает в принципе. Это абсолютно разные варианты съемки, о чем и пойдет речь в этой статье.
Дело в том, что то, что хорошо для монофотографии – «смерть» для стерео и наоборот. Наверное единственное, что работает однозначно и в моно, и в стерео – боковое линейно-фактурное освещение и четкое разделение объекта съемка и фона по световому тону.
Низкорасположенное солнце всегда дает выигрышное линейно-фактурное освещение, как при обычной фотосъемке, так и в стерео.
Очень часто простой перенос законов традиционной фотографии на стерео просто «убивает» стереоэффект и в результате фотография что в стереоварианте, что в моно смотрится одинаково. Особенно это касается общих далеко расположенных между собой планов, когда базис между оптическими осями объективов во время съемки был неоправданно мал.
Особенно это касается съемки восходов и закатов, когда объекты съемки на Земле находятся очень далеко, не говоря уже о небесных светилах Солнце и Луне, которые находятся на таком расстоянии, что сделать их объемными становится в принципе невозможным. Поэтому такие виды съемки, наверное, навсегда останутся достоянием традиционной фотографии.
В этой ситуации даже не выручают объекты, находящиеся достаточно близко, в десятках метрах от фотографа и при базисе съемки в несколько метров.
Только объекты первого и достаточно крупного плана могут спасти ситуацию при съемке восходов-закатов и Луны во всех их проявлениях.
При этом надо с особой осторожностью подходить к силуэтным изображениям, которые великолепно смотрятся на традиционных фотографиях, но совсем «никакие» на стерео. Это касается съемки и в фотостудии, и на пленэре. Исключение - объемные силуэты, но о них разговор пойдет в следующих статьях. В стерео такие сюжеты лучше не снимать из-за отсутствия объема у самих объектов съемки, а также из-за нюансов сведения параллакса, так как на слишком контрастных границах объекта образуется «двоение» при восприятии стереоизображений, а при многоплановости сюжета его полностью избежать не удастся.
К тому же такие снимки очень сильно зависят от способа воспроизведения стерео и самого носителя изображения. Например, если этот снимок более-менее смотрится на экране монитора, то в распечатанном виде на большом формате стереоэффект очень сомнительный.
Есть изображения, которые состоят из слишком разных планов, и которые свести в стерео физически невозможно из-за огромной разницы в параллаксе. Но в традиционной фотографии такие картинки смотрятся великолепно.
Традиционный прием обычной фотографии, когда объект на переднем плане смотрится отлично на фоне общего плана, а в стереофотографии не работает. Такие снимки воспринимаются очень не комфортно, и они, наверное, навсегда останутся достоянием традиционного фото.
Если задний фон достаточно контрастный, то из-за большого параллакса при изготовлении фотографии большого формата красные и синие изображения фона не только не образуют стереоэффекта, но и просто воспринимаются на снимке как отдельные красные и синие пятна, никак не связанные между собой. Но в традиционной фотографии такие снимки обычно хороши.
Когда планы сюжета съемки плавно переходят один в другой, то такие снимки наоборот – очень хорошо смотрятся в стерео, тогда как в традиционной фотографии являются самыми заурядными картинками. При этом по мере удаления стереоэффект плавно переходит в моноизображение.
«Любительские» резкие фотографии вряд ли будут котироваться как художественные в обычной фотографии. Но в стерео, при условии не очень большого разрыва планов между собой, такие снимки смотрятся очень хорошо.

И самое главное, стереофотографии не добавляют к весу модели 3-5 килограммов, как в традиционной фотографии, а наоборот - делают фигуру стройнее. Поэтому фотомодели нормального телосложения получаются более стройными, ну а общепринятые худышки, увы, становятся еще худее...
В традиционной фотографии существует непреложная истина, что у фотографа в солнечную погоду есть только три времени суток, когда можно снимать: на рассвете, на закате и ночью. Днем, когда Солнце в зените, у нормальных фотографов обычно сиеста. В стереофотосъемке фотографирование в солнечный полдень дает отличные результаты, так как излишний контраст на изображениях только увеличивает стереоэффект. Даже "пятнистые" снимки выглядят достойно.
При ровном малоконтрастном освещении в пасмурную погоду, что очень не плохо для традиционной фотографии, небольшой контраст наоборот уменьшает стереоэффект, и тут уже приходится «вытягивать» контраст в графических пакетах, чтобы не «загубить» снимок. Но когда части объекта съемки по тону сливаются с фоном, это не очень хорошо для стереоизображений.
То же самое касается и таких, хорошо зарекомендовавших себя в традиционной фотографии, способах съемки, как фотографирование отражений и прочих нерезких объектов в воде, стекле и проч.

Получить достойное стереоизображение в таких случаях – очень большая удача при хорошем стечении обстоятельств.
Поэтому во время стереосъемки при ровном освещении всегда надо стремиться к тому, чтобы объекты съемки были контрастны между собой по световому тону и четко читались на снимках. Это непреложное правило действует как в традиционной фотографии, так и стерео. Но у последней этот фактор имеет более сильное значение.
Очень выгодно на стерео смотрятся многоплановые сцены и сложно структурные объекты. Они позволяет визуально обособить все части объектов съемки по расположению в пространстве и передать сложную пространственную структуру. При этом в традиционной фотографии это обычно будет выглядеть как никчёмное месиво линий, и считаться однозначным браком.
То же самое касается и таких постулатов традиционной фотографии, что объект съемки нельзя «резать» линией горизонта, из-за него не должны торчать косяки дверей, провода, столбы, из головы не должны "расти" ветки и прочие объекты природного и искусственного происхождения. В стерео все наоборот: чем больше на заднем плане за объектом съемки будет разных линий – тем лучше будет отображаться стереоэффект.
Также такое правило для традиционной фотографии, когда модели не рекомендуется протягивать в сторону фотографа локти, руки и ноги, в стереофотографии действует с точностью до наоборот.
Маленькое резюме: стереофотосъемка в корне отличается от традиционной. И в голове у фотографа должен быть своеобразный "переключатель" с моносъемки на стерео. Нюансов, естественно, гораздо больше, но о них мы уже поговорим в следующих статьях по конкретным темам.
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона
Турецкий дневник 2010

Комментарии

Bondezire vb007 Bondezire
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2006-11-14
Откуда: СПб
Добавлено: 01:02, 02 Февраля 2011Цитировать
Я бы рекомендовал автору не обобщать некоторые выводы о сравнении стерео и традиционной фотографий, когда речь идет лишь об анаглифном методе сведения стереопары. Если читать какой-нибудь абзац, в отрыве от, возможно где-то там за пределами статьи, преамбулы, то некоторые фразы и мысли выглядят как минимум некомпетентно, а как максимум - ...
В половине фраз этой статьи обобщенное слово "стерефотография" следует заменить на "анаглифный метод сведения стереопары", тогда эти фразы не будут выглядеть глупостью.
ЗЫ: Я смотрю стереопару вообще без очков, когда монитор разделен надвое, с разделенными стереокартинками.
В 80-х, в журналах "Наука и Жизнь" была интересная и подробная статья об условиях и тренировке зрения и невооруженного взгляда на стереопару для ее сведения "в голове". Тогда я и натренировался это делать вообще без очков, у меня тогда ушло несколько дней на такую тренировку, а сейчас это делаю не напрягаясь. Сравнивая эфект от стереоизображения без очков с тем эфектом, который дает анаглиф - это небо и земля по всем аспектам. Курица - не птица, "зАпор" - не машина, анаглиф - не стереофотография. Примерно так. )))
О! /img/art/par/15381-src.jpg Фил внатуре. )))
Фото автора (78)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (243)
Дмитрий Кораблев Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 08:46, 03 Февраля 2011Цитировать
Честно говоря, уже немного начинает надоедать писать в каждой статье, что речь идет о ФОТОСЪЕМКЕ, а не о способах ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, которые могут быть абсолютно любыми.
Валентин, я рад что ты освоил древний способ степ-бай-степ, но давай пожалеем глаза читателей и позволим им смотреть на стереоизображения более комфортным способом.
Если ты хочешь посмотреть фотографии любимым способом, загрузи любую стереофотографию из этой статьи в программу, описанную в предыдущей статье, и наслаждайся... Она разделит тебе изображение на левое и правое.
Сводить стереопары можно ЛЮБЫМ методом. Вопрос только в том, как их получить.
И давайте больше не будем возвращаться к этому вопросу...
Фото автора (1)      Cтатьи автора (97)      Комментарии (287)
Bondezire vb007 Bondezire
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2006-11-14
Откуда: СПб
Добавлено: 09:09, 03 Февраля 2011Цитировать
И все-таки, Дмитрий, извини, но к совету таки прислушайся насчет формулировок, многие из которых выглядят именно так как я сказал, имхо, ессно. Вот эта, на пример, и не только:
Photik писал(а):
Если задний фон достаточно контрастный, то из-за большого параллакса при изготовлении фотографии большого формата красные и синие изображения фона не только не образуют стереоэффекта, но и просто воспринимаются на снимке как отдельные красные и синие пятна, никак не связанные между собой. Но в традиционной фотографии такие снимки обычно хороши..

Photik писал(а):
И давайте больше не будем возвращаться к этому вопросу...
ОК. Больше не буду... Извини )))
Фото автора (78)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (243)
Дмитрий Кораблев Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 09:21, 03 Февраля 2011Цитировать
И все-таки, Дмитрий, извини, но к совету таки прислушайся насчет формулировок, многие из которых выглядят именно так как я сказал, имхо, ессно. Вот эта, на пример, и не только:
Photik писал(а):
Если задний фон достаточно контрастный, то из-за большого параллакса при изготовлении фотографии большого формата красные и синие изображения фона не только не образуют стереоэффекта, но и просто воспринимаются на снимке как отдельные красные и синие пятна, никак не связанные между собой. Но в традиционной фотографии такие снимки обычно хороши..

Валентин, так это происходит ПРИ ЛЮБОМ способе воспроизведения. Только немного по другому... В данном случае мы работаем с анаглифом, как наиболее доступным методом, не более...
Фото автора (1)      Cтатьи автора (97)      Комментарии (287)
nsibfoto Oleg Dobrov
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-02-11
Откуда: Novosibirsk
Добавлено: 04:34, 03 Февраля 2011Цитировать
Очень хороший цикл статей получается. Да, способов воспроизведения стереоизображения достаточно много. Но, общие принципы изложенные автором верны. В плане воспроизведения мне наиболее нравился принцип проекции через поляризационные фильтры на псевдоэкран, создаваемый быстро вращающимися лопастями. При взгляде на такую проекционную картинку, изображение казалось повисшим в воздухе- кусочком реальности.
Фото автора (31)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (50)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Отличия стереофотографии от традиционной
© 2007-2011 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!