Архив конкурсов
Цифровой фотоаппарат: натюрморт и предметная съёмка
Автор:

Цифровой фотоаппарат: натюрморт и предметная съёмка

15 Июля 2008 Версия для печати
В избранное
Цифровой фотоаппарат: натюрморт и предметная съёмка
К предметной съёмке или натюрморту проявляют интерес в том числе и люди, увлёкшиеся фотографией чуть больше, чем те, кто ограничивается снимками для семейного альбома. Это, на мой взгляд, лучшая часть фотографической общественности – те, кого принято называть фотолюбителями. Для начинающих фотолюбителей и предназначена эта статья, т.к. «продвинутые» любители и профессионалы наверняка знакомы с теми азами предметной съёмки, о которых пойдёт речь.
Слово «натюрморт» переводится как «мёртвая природа», но есть ещё одно, практически противоположное по смыслу название для этого жанра – «тихая жизнь» (stilleven). Показать (а для этого самому увидеть) жизнь неодушевлённых предметов – пожалуй, так можно сформулировать сверхзадачу автора, приступающего к съёмке вещей. Или через «мёртвую природу» выразить свои авторские настроения – что, в общем-то, одно и тоже. Ну а для тех, кто занимается технической или прикладной съёмкой, скажу, что если в фотографию вкладывать душу, то это всегда сказывается на результате. Даже фотография для электронного каталога, сделанная с тщанием, радикально отличается от «фотки», появившейся на свет в результате насилия начальника отдела над волей подчиненного ему дизайнера.
Не всё ли равно, что делает этот зонт в такой обстановке?
Важно, что на фотографию приятно смотреть.
Сразу хочу оговориться, что фразу «показать жизнь» не стоит понимать слишком буквально – то есть просто пытаться построить сюжет с использованием каких-то сопоставимых по смыслу предметов (рыба рядом с удочками, розы в грязи, и т.п.). Удачные примеры таких фотографий встречаются редко, а гораздо чаще подобного рода «находки» оставляют ощущение вторичности и пошлости. Причина здесь, видимо, в том, что вещи проявляют себя не столько в своём утилитарном предназначении, сколько в своих «коренных» свойствах – в размере, в материале и его фактуре, в форме и цвете. Взаимодействие объектов именно на этом уровне рождает ощущение подлинной «тихой жизни» неодушевлённых предметов. А уж могли бы они встретиться между собой в жизни человеческой или нет – вопрос для натюрморта второстепенный.
Питер Класс. Натюрморт с персиками
В классическом живописном натюрморте (вспомним голландцев и фламандцев) предметы имеют ещё и символическое значение, а вся картина несёт в себе некий моральный императив (утверждающий, например, что земное бытие бренно и жизнь скоротечна, со всеми вытекающими последствиями). Однако, в фотографических натюрмортах представлять персики как символ похоти, а ветчину со слезой – как изображение земных удовольствий, традиции не существует. И даже если автор попытается вложить в свою фотографию подобный контекст, он вряд ли будет понят современным зрителем.
А вот владению композицией и чувством вкуса у признанных мастеров живописи поучиться, конечно, стоит.
Натюрморт – как раз тот жанр, который позволяет осваивать эту науку вдумчиво и сознательно. Ведь здесь всё в вашей власти – вы не зависите от погоды, прихотей модели, скоротечности события. В этом основное его отличие от всех остальных жанров.
Композиция – это стержень, который держит фотографию. Бессмысленно говорить о том, какой она должна быть (уравновешенной или динамичной, простой или сложной и т.д.) – в каждом конкретном случае приходится заново находить ответ на этот вопрос. Важно, чтобы она была – иначе изображение «разваливается» на куски. Разумеется, знание основных композиционных законов (правило золотого сечения, законы восприятия цвета, законы перспективы) и накопленный опыт визуального восприятия (совсем не обязательно, чтобы он был связан только с фотографией) помогают быстрее добиться приемлемых результатов. Но необходимо и какое-то интуитивное чувство гармонии – ведь о том, что только алгеброй её не поверить, известно давно. А в основании всего этого должно находиться простое ремесленное мастерство. Ведь чтобы написать картину, кроме чувства прекрасного надо ещё и рисовать уметь. О некоторых простых ремесленных приёмах мы сейчас и поговорим.
В данном случае освещалась только стена за бокалами.
На сам объект съёмки свет не попадал.
Поставить свет для натюрморта – значит задать общее настроение для всей будущей фотографии. Одни и те же вещи при разных условиях освещения воспринимаются совершенно по-разному. Здесь многое зависит и от материала предмета – съёмка стекла, зеркальных поверхностей имеет свои особенности.
Для того, чтобы получить изображение предмета с отражающей поверхностью без собственного автопортрета и жёстких бликов, используют бокс из светорассеивающего материала с единственным отверстием для объектива фотоаппарата. Такое приспособление можно либо купить, либо сделать самому. Самый простой вариант – конус из нескольких слоёв кальки или белый флизелин на проволочном каркасе.
При фотографировании предметов из прозрачного материала довольно эффектным является приём, когда освещаются не сами предметы, а фон, на котором они фотографируются, либо контровое освещение.
Один сюжет, снятый в одних и тех же условиях
с одинаковой экспозицией. Разница только в том, что в первом случае съёмка велась против света,
а во втором – по свету.
Результаты, как видите, совершенно различны.
Еда и напитки – тоже весьма специфическая область в предметной съёмке. Именно светом фотограф делает еду «вкусной». Общее правило таково – чем жёстче (направленнее) свет, тем рельефнее, острее выглядят предметы, тем драматичнее общее настроение. И наоборот, при мягком освещении фактура читается меньше, акцентируется форма, настроение спокойнее.
Стандартный вариант - "каталожная" съёмка на белом
Стоит также задуматься и при выборе фона. По большому счёту, здесь есть два варианта: во-первых, можно поставить натюрморт на нейтральном фоне. В этом случае вы максимально проявите «сущность» предметов, сконцентрируете на них внимание зрителя. На нейтральном (чаще всего белом) фоне обычно проводят съёмку для каталогов, архивов и т.п. Но даже при такой, в общем-то, сугубо прикладной работе надо помнить о специфике человеческого восприятия изображений. Например, тёмный предмет на чёрном и на белом фоне при прочих равных обстоятельствах воспринимается совершенно по-разному. Белый фон в прикладной съёмке является скорее штампом, чем догмой. Здесь вполне допустимо отойти от сложившихся стереотипов и поэкспериментировать.
Нетипичное для чеснока окружение
тем не менее не делает восприятие фотографии некомфортным.
Во-вторых, снимаемые объекты могут находиться «в интерьере». Причём окружение, в котором они окажутся, совсем не обязательно должно быть для данных предметов естественным. В какую обстановку поместить натюрморт – дело автора. Важно, чтобы окружение снимаемых предметов само несло смысловую нагрузку и участвовало в формировании «сюжета».
Вопрос, «куда навести на резкость», также кажется неактуальным только на первый взгляд. Можно сделать резким (за счёт большой глубины резкости, либо выстраивая композицию в плоскости, параллельной плоскости матрицы) всё пространство фотографии. Можно традиционно выделить резкостью только наиболее значимые фрагменты изображения. Можно придумать какой-то свой ход. Нельзя только полагаться на автофокус в такой тонкой сфере, как съёмка натюрморта.
Вопросы экспозиции в предметной съёмке решаются довольно просто – ведь у вас есть возможность измерить и освещенность и контраст снимаемой сцены. Важно только помнить о том, что общая тональность фотографии – один из инструментов, с помощью которого автор влияет на настроение зрителя. А зависит общий тон не только от светлоты предметов и фона, типа освещения, но и от величины экспозиции. В любом случае, нет необходимости скупиться на дубли.
Пример использования «смазки».
Благодаря движущемуся маятнику появляется ощущение течения времени на этой, вообще-то, статичной фотографии.
Несмотря на то, что речь сейчас идет о «мёртвой природе» и «тихой жизни», в натюрморте, особенно в рекламном, зачастую присутствует движение. Это фотографии с огнём, водой, летающими пулями. Здесь основная трудность – «заморозить» движение. Для этого используют обычно генератоторные системы студийного освещения. Время импульса таких вспышек составляет около 1/10 000 с, что позволяет «остановить» практически все, что угодно. Но можно пойти и другим путём – использовать смазывание для того, чтобы показать динамику в кадре. Технически добиться этого намного проще, важно только не переусердствовать, не оказаться в ситуации, когда спецэффект делается ради себя самого.
Вообще, съёмка натюрморта требует от фотографа довольно кропотливой работы по выстраиванию композиции. Для того, чтобы этот труд был результативным, обязательно использование штатива. Изменение положения камеры и предметов друг относительно друга всего на несколько миллиметров иногда радикально изменяет изобразительное достоинство фотографии. Одна и та же композиция может «звучать», снятая с одного ракурса, и не производить никакого впечатления с другого. Задача фотографа в том и состоит, чтобы найти нужную точку. А без штатива этот процесс во многом становится случайным.
Несколько слов о технике, используемой при предметной съёмке. Главное правило здесь звучит просто – чем лучше, тем лучше. Если в репортажной съёмке техническое исполнение фотографии отходит на второй план, а главным являются сюжет и композиция, то в натюрморте качество техническое и изобразительное выступают практически на равных. В плёночную эпоху для предметной съемки обычно использовали средне- и крупноформатные камеры. Они обеспечивали более богатую палитру полутонов и большую детализацию картинки по сравнению с малоформатной (35-мм плёнка) техникой. К тому же крупноформатные карданные камеры позволяют за счет подвижек объективной доски и кассетной части фотоаппарата практически произвольно управлять глубиной резкости и перспективными искажениями. Ничего не изменилось и с приходом «цифры». За счёт использования модульной конструкции в большинстве моделей средне- и крупноформатной техники есть возможность кассету с плёнкой просто заменить на цифровой задник. Проблема состоит только в стоимости этих задников, да и самих камер тоже.
Так что более актуально прозвучат рекомендации, которые применимы к любому «творческому» фотоаппарату (сюда можно записать и продвинутые «мыльницы», и «просьюмерские» камеры, и все виды «зеркалок»). Во-первых, снимать нужно на минимальном значении чувствительности (если, конечно, «шум» не является элементом, который Вы сознательно используете). Во-вторых, лучше использовать формат файлов RAW (в фотоаппаратах разных фирм он может называться по-разному, но суть одна – туда записываются необработанные «мозгами» камеры данные с матрицы), что позволит произвести тонкую настройку изображения после съёмки без потерь в передаче полутонов. Экспозиционный режим – либо ручной, либо приоритет диафрагмы, так как выдержка в этом виде съёмок большого значения не имеет (опять же, если летящая пуля не является элементом композиции данного натюрморта). Что касается оптики, то она выбирается под каждую конкретную задачу. Не используют в натюрморте, пожалуй, только экстремально широкоугольные и длиннофокусные объективы. Ну и самое главное – нужно помнить о том, что фотографирует не «железка» с объективом, а человек. Всем удачи!
Константин Руссков, обозреватель журнала "Цифровик"
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона

Комментарии

Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 01:49, 11 Июля 2008Цитировать
Текст прочитал, кое-что из рекомендаций можно принять к сведению.
А подборку фотографий даже смотреть не стал (кроме снимка-недомерка "Натюрморт с персиками"). Неинтересная она какая-то серенькая.
Фото автора (205)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2084)
Дмитрий Лебедик телевик Дмитрий Лебедик
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-05-14
Откуда: Москва
Добавлено: 05:25, 18 Июля 2008Цитировать
Зачем вся подборка в ч/б?
Фото автора (43)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (43)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 05:44, 18 Июля 2008Цитировать
Вот срочное соощение по теме. Далее целиком цитата от Академии фотографии:

Событие! 22 июля в 19.00 состоится мастер-класс Валерия Самарина.
Член Союза Фотохудожников России, лауреат Всероссийских и международных фотоконкурсов, участник фотовыставок, член фото-клуба "Новатор" посетит Академию впервые. Тема мастер-класса "Арт-Натюрморт". В программе мастер-класса автор ознакомит слушателей со своими работами, расскажет о специфике жанра и собственной работы, а также покажет непосредственно съёмку.

Тема: Арт-Натюрморт
Дата: 22 июля 2008года
Время: 19.00
Фото автора (205)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2084)
Катрин Таранова Tarashka Катрин Таранова
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-02-12
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 01:01, 21 Июля 2008Цитировать
я так понимаю, это в Москве будет проходить?
Фото автора (7)      Cтатьи автора (42)      Комментарии (155)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 01:43, 21 Июля 2008Цитировать
Tarashka писал(а):
это в Москве будет проходить

Да, это так. Вот телефон для связи:
Запись на мастер-класс можно по тел. (495) 225-9934
Стоимость посещения мастер-класса 900 рублей.
Не считайте это рекламой (Я к этому делу пока никак не отношусь.)
Поэтому телефон сразу не привел.
Фото автора (205)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2084)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Цифровой фотоаппарат: натюрморт и предметная съёмка
© 2007-2009 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!