Архив конкурсов
Дрессированная Цифра. Часть 1
Автор:

Дрессированная Цифра. Часть 1

23 Апреля 2008 Версия для печати
В избранное
Поместить ссылку в:   
Дрессированная Цифра. Часть 1
Все современные фотокамеры имеют «зелёный режим», позволяющий получить технически приемлемое изображение. Однако в большинстве из них существует также некоторое количество функций, позволяющих корректировать работу автоматики. Очевидно, такая возможность дается нам для творческого подхода к съемке.
Фотографией, как и любым другим делом, можно заниматься с различной степенью увлечённости – от простого нажимания на спусковую кнопку камеры или мобильника и оценкой результата по принципу «видно» или «невидно», до скрупулёзного вникания в каждый этап процесса получения изображения, в каждую деталь этого процесса. Обычно те, кто перерос уровень простого «нажималы», сталкиваются с рядом вопросов, без ответа на которые дальнейший профессиональный рост невозможен. В серии своих статей я попытаюсь ответить на наиболее часто встречающиеся из этих вопросов.
Сразу оговорюсь – львиная доля современных фотоаппаратов предлагает свой собственный, как правило, практически идентичный набор решений всех проблем, основной целью которого является получение технически приемлемого изображения в самых разнообразных условиях. Весь этот набор реализуется в «зелёных» или «гиперпрограммных» режимах, присутствующих в каждой любительской и полупрофессиональной камере. Однако, в большинстве этих фотоаппаратов существует некоторое (иногда очень значительное) количество функций, позволяющее корректировать работу автоматики камеры, либо вовсе регулировать какие-то параметры вручную. Очевидно, такая возможность дается нам для творческого, осознанного подхода к съемке и позволяет получить результат, соответствующий нашим личным пожеланиям, а не «интеллекту» пусть даже дорогой и красивой, но все-таки «железяки».
Что же делает камера во время съемки и во что мы можем вмешиваться?
Во-первых, определяется экспозиция (количество света, воздействующее на плёнку или матрицу), а во многих «цифровиках» - и чувствительность матрицы. По большому счету, камера определяет, насколько «темным» или «светлым» должно быть изображение. Но это тот самый случай, когда важны детали.
Во-вторых, аппарат наводится на резкость. Эта функция называется «автофокус» и имеет множество режимов и вариантов использования, что само по себе уже свидетельствует о том, что проблема не решается просто. В каждой «продвинутой», не говоря уже о полупрофессиональной или профессиональной камере присутствует режим ручной фокусировки. То есть производитель и здесь оставляет нам место для творчества.
Зум-объектив, или объектив с переменным фокусным расстоянием позволяет менять масштаб «картинки» не сходя с места. Но портреты, сделанные в одном масштабе, но с разного расстояния, все-таки будут отличаться. Тоже есть о чем поговорить. Это в-третьих.
Если света мало, а снимать надо – где выход? Вспышка здесь, конечно, поможет, но есть и альтернативные методы, от штатива до профессионального студийного освещения. По-русски «фотография» звучит как «светопись», т.е. письмо светом. А в случае работы со встроенной вспышкой всё письмо сводится к пересвеченному переднему плану (помните сияющие, как изумруды, бутылки на «фотках» с новогоднего застолья?), проваленному заднему и красноглазому персонажу в центре.
Это, как минимум, преодолимо.
Замер экспозиции – один из ключевых процессов в фотосъемке. Если на этой стадии допущена ошибка, то исправить её позже возможно в очень ограниченных пределах и с неизбежной потерей качества изображения. Что бы таких ошибок не допускать или свести их к минимуму, необходимы 2 условия:
1. Понимать принцип работы автоматики камеры и
2. Контролировать автоматику и при необходимости вносить коррективы в её работу.

Итак, начнем издалека. Что бы определить экспозицию, необходимо измерить количество света, требуемое для получения нормального изображения. Самый простой и точный способ сделать это – измерить яркость света, освещающего сюжет, который мы снимаем. Такой способ замера экспозиции называется «замер по освещенности». Второй путь – измерение яркости снимаемого сюжета, т.е. света, отраженного от того, что мы снимаем. Почувствуйте разницу! В первом случае результат измерения зависит только от того, как освещен сюжет, а во втором – ещё и от того, каков сам этот сюжет («нормальный», темнее или светлее «нормального»).
Как обычно бывает в жизни, простой путь не для нас! Если для замера экспозиции используется фотоаппарат, то, естественно, используется замер по яркости. Ведь камера оценивает картинку, которую проецирует объектив, а не яркость света, освещающего эту картинку.
Что бы было не так обидно расставаться с замером по освещённости, скажем, что способ этот вполне доступен, но для этого необходим отдельный прибор, предназначенный исключительно для измерения экспозиции и так и называющийся – «экспонометр». Приборы эти не дёшевы, но зато как «специалисты» в узкой области способны сделать своё дело намного точнее и обстоятельнее своих встроенных в фотоаппараты «коллег».
Кроме возможности измерения по яркости и по освещённости постоянного света, как правило, эти приборы способны измерять и свет импульсный, т.е. свет от вспышек (отсюда их второе название – «флашметры» (анг. «flash» - «вспышка»)). Ну а самые «умные» и, соответственно, дорогие из них способны измерить контраст сюжета, доли постоянного и импульсного света, имеют память на несколько замеров, режим «точечного замера»… Всё это делает экспонометр обязательным инструментом для профессионального студийного фотографа. А мы сейчас поговорим о том, как без него обойтись.
Вся работа экспоавтоматики сводится к тому, чтобы в результате съёмки получить «нормальное» изображение. Нормальной принято считать картинку со средней отражательной способностью 18%. Понятно, что эта величина условна и получена в результате статистического анализа очень большого количества сюжетов. Если Ваш сюжет похож по распределению яркостей на абстрактный «стандартный» - считайте, что Вам повезло. Если нет – значит остаётся слабая надежда на «искусственный разум» Вашего фотоаппарата, либо придётся использовать свой собственный, естественный разум.
В современных фотоаппаратах, за исключением самых примитивных «мыльниц», обычно реализовано несколько способов замера экспозиции. Самый простой из них (для камеры, конечно) – центровзвешенный. При таком замере оценивается яркость всего или почти всего (за исключением углов) кадра, но при расчёте величины экспозиции приоритет отдается центру (где, как считают разработчики, должны располагаться сюжетно-важные элементы композиции). В результате до плёнки или матрицы доходит такое количество света, которое формирует картинку, в среднем отражающую те самые 18%. Что делать, если по яркости Ваш сюжет далёк от «нормального»? Есть радикальный способ – приобрести так называемую «серую карту» (кусок картона, под любым углом отражающий ровно 18% падающего на него света), и использовать её для замера экспозиции. Полученное значение затем зафиксировать с помощью кнопки экспопамяти, либо выставить вручную. По существу этот способ замера идентичен замеру по освещённости.
Ну а если в камере нет ручного режима и кнопки экспопамяти? Тогда используется функция «экспокоррекции», т.е. величина экспозиции, определенная камерой, увеличивается или уменьшается на какое-то значение. Если сюжет темнее стандартного – экспозиция уменьшается, если светлее – увеличивается.
Владельцы цифровых аппаратов здесь имеют счастливую возможность контролировать процесс визуально, ну а если Вы снимаете на плёнку, то поможет только опыт.
Второй способ измерения зкспозиции камерой – точечный. В этом случае измеряется яркость лишь небольшого кружка (в идеале – около 2% от площади кадра). Расположен он обычно в центре, но в некоторых моделях его можно выбирать произвольно, либо привязывать к активной точке автофокуса. Здесь алгоритм Ваших действий таков: находите в снимаемом сюжете элемент, близкий по яркости к «среднесерому» (в большинстве случаев, например, подходит человеческое лицо), блокируете экспозицию (см. выше), выстраиваете кадр, как считаете нужным и снимаете.
Третий способ замера экспозиции – матричный (он же – зональный). Тот самый, который всегда является рекомендуемым производителем. Вот здесь-то Ваш аппарат и стремится максимально проявить свои способности и берет инициативу в свои руки. Плюс этого способа в том, что в большинстве ситуаций он действительно работает корректно и позволяет ни о чем не думая получить приличный результат. Но недостатки – обратная сторона достоинств. Если думает камера, то зачем нужны Вы? Да и результат в таких случаях получается стандартным. А хорошие фотографии обычно нетривиальны. К тому же сложно спрогнозировать, когда он все-таки ошибется.
Суть же работы матричного замера сводится к следующему: площадь кадра разделена на некоторое количество зон (число и форма которых различны в разных моделях). Встроенный компьютер оценивает яркость каждой зоны и сравнивает полученную картину с имеющейся в его памяти базой. Находит наиболее близко соответствующий вариант и выставляет экспозицию по той зоне (или зонам), которые будут определены как сюжетный центр. Причем определяющее значение имеет не количество зон, а качество алгоритма, который заложен в камеру.
Мы много раз повторили слово «экспозиция». Но это достаточно абстрактное понятие. А его конкретное воплощение – это выдержка и диафрагма. Эти слова, думаю, слышал каждый, кто интересовался фотографией (ну может быть, за исключением неофитов, начинающих свою карьеру с камеры, встроенной в мобильник). Об этом подробней – в следующий раз.
Константин Руссков, обозреватель журнала "Цифровик"
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона
Турецкий дневник 2010

Комментарии

Степанов Александр magvay Степанов Александр
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-02-17
Откуда: Москва
Добавлено: 01:26, 23 Апреля 2008Цитировать
Спасибо огромное, доступно и понятно...
Фото автора (4)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (6)
Lev Levinson levirene Lev Levinson
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-22
Откуда: Israel
Добавлено: 01:27, 23 Апреля 2008Цитировать
Я предпочитаю получить "технически приемлемое изображение" а "для творческого подхода" использовать последующую обработку.
Далеко не всегда имеется возможность учесть все сопутствующие факторы при съемке, поэтому я предпочитаю снимать в RAF формате, что дает мне возможность впоследствии широкие возможности при обработке, включая даже изменение тепловой температуры.
В этом меня убеждает и моя настольная книга: Вужхед - Творческие методы печати в фотографии. Просто, то на что раньше уходили часы, а иногда дни, сейчас можно сделать намного оперативнее, к тому же отсуствует боязнь испортить исходный снимок.
Но это дело вкуса и прфеессинальной привычки..
С уважением, Лев
Фото автора (64)      Cтатьи автора (30)      Комментарии (585)
Loteus Чеченов Анатолий
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: г.Нальчик
Добавлено: 01:53, 23 Апреля 2008Цитировать
Спасибо автору , считаю статью полезной, буду ждать вторую часть)))
Уважаемый Лев(leviren), если можно дайте пожалуйста более точно написание фамилии автора книги "Творческие методы печати в ...". И есть ли русский перевод, если нет - то написание по-английски. Спасибо заранее.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (15)
Mark_G Mark Gofman
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-31
Откуда: S-Pb
Добавлено: 03:09, 23 Апреля 2008Цитировать
levirene писал(а):
в RAF
был такой завод. Автомобильный. В Риге............. Сыро.......... :)
Что ж касается темы статьи - к ней хорошие иллюстрации есть в той серии статей, что Кораблёв писал. И в галереях: PentaxNews > Лаборатория
Фото автора (74)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (338)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 08:40, 23 Апреля 2008Цитировать
А мне всегда нравится читать такие вещи, хотя вроде бы всё давно знаю.
Фото автора (13)      Cтатьи автора (17)      Комментарии (1099)
Konstantin Константин Руссков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-22
Откуда: С.-Петербург
Добавлено: 09:29, 23 Апреля 2008Цитировать
levirene писал(а):
Я предпочитаю получить "технически приемлемое изображение" а "для творческого подхода" использовать последующую обработку.

Это хорошо, если того, что заложено в RAW, хватает для последующей обработки. А если есть "выбитые" в светах участки, то, есснно, уже ничего не исправишь. Или если сработала встроенная вспышка, и навела в кадре "красоту". Световой рисунок то уж точно в графическом редакторе не подкоректируешь!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (9)      Комментарии (26)
Александр Козырев sanyyy Александр Козырев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-05-04
Откуда: Москва
Добавлено: 12:56, 05 Мая 2008Цитировать
сознательно отключил у себя многосегментный замер экспозиции, замер и фокусировку поставил по центральной точке. Любители автоматики задумайтесь каковы должны быть вычислительные мощности вашего фотоаппарата чтобы действительно ПРАВИЛЬНО оценить световую ситуацию в момент съемки. Учитывая что для этого есть специальный прибор!
Следует также помнить о том, что фотография начиналась до эпохи компьютера и тогда свет оценивал фотограф-художник.
Фото автора (6)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (48)
xvad Вадимыч
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-06-30
Откуда: Москва
Добавлено: 05:48, 03 Июля 2008Цитировать
Вы ничего не перепутали?: "Если сюжет темнее стандартного – экспозиция уменьшается, если светлее – увеличивается." Например с негативом?
Фото автора (1)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (7)
Konstantin Константин Руссков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-22
Откуда: С.-Петербург
Добавлено: 09:58, 03 Июля 2008Цитировать
xvad писал(а):
Вы ничего не перепутали?

Нет, не перепутал. И не имеет значения, негатив или позитив вы получаете в результате съёмки. Просто недодержанный негатив выглядит светлее, чем надо, а позитив - темнее. И наоборот.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (9)      Комментарии (26)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Дрессированная Цифра. Часть 1
© 2007-2011 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!