Так вот, как-то вечером за ужином за соседним столом сидела дружная компания и о чём-то оживленно балакала на своём увлекательном нерусском языке. Из всех знакомых моему слуху слов я понял лишь, что речь идёт о воздушных шарах. Влечение к неизведанному, тяга к путешествиям и экстриму и, конечно же, моя давняя мечта возобладали над здравым смыслом и я, была не была, не зная ни слова по-турецки, подсел к ним и познакомился. Мы долго просидели в тот вечер в ресторане и то, как мы общались на ломаном англо-русско-корякском диалекте, достойно отдельной занимательной истории, но главное, что произошло тогда, я уговорил своих новых приятелей взять меня с собой в небо. Самое интересное, что главный мой аргумент сработал, как всегда, безотказно, - я просто открыл свой «волшебный» кофр и выложил на стол парочку моих фотокамер Pentax. Это окончательно убедило их, что я обязательно должен полететь…
Утро выдалось ясным и очень прохладным. Когда мы прибыли на место всё вокруг было покрыто инеем. Солнце еще не взошло, но мягкий свет с востока уже подкрашивал нежным теплом редкие облака на небе и потихоньку подкрадывался к вершинам гор. На взлетной площадке копошились люди, быстро и уверенно превращая бесформенную кучу разноцветной материи в огромные тыквообразные шары. Рядом стояла группа японских туристов, которые, переминаясь с ноги на ногу от холода, но в предвкушении счастья, ждали заветной команды пилотов.
И вот настал момент истины! Два огромных воздушных шара, синхронно и дружно пофыркивая газовыми горелками, начали медленно подниматься в небо, оставляя внизу провожающих. Удивительно было ощущать достаточно мощную тягу и подъемную силу этого сооружения, ведь в корзине шара было 9 человек. Незабываемые ощущения!
Но всё это эмоции и эйфория. Через мгновение руки нащупывают рукоятку висящей на шее фотокамеры и мышление «больного» фотографа встает на своё место. Итак – съемка…
Из арсенала техники я располагал следующим:
1. Камера Pentax MZ-S с объективом SMC Pentax FA* 28-70/2.8 PZ
2. Камера Pentax 645N с объективом 645 Pentax 55-110
(в обеих камерах использовалась слайдовая фотопленка Fuji Velvia и Provia 100 и 400)
3. Камера Pentax Optio 750Z – «волшебная цифровая коробочка».
Комплект запасных батареек и аккумуляторов и куча разнообразных фильтров (кстати, фильтрами я так ни разу и не воспользовался)
Но всё это эмоции и эйфория. Через мгновение руки нащупывают рукоятку висящей на шее фотокамеры и мышление «больного» фотографа встает на своё место. Итак – съемка…
Из арсенала техники я располагал следующим:
1. Камера Pentax MZ-S с объективом SMC Pentax FA* 28-70/2.8 PZ
2. Камера Pentax 645N с объективом 645 Pentax 55-110
(в обеих камерах использовалась слайдовая фотопленка Fuji Velvia и Provia 100 и 400)
3. Камера Pentax Optio 750Z – «волшебная цифровая коробочка».
Комплект запасных батареек и аккумуляторов и куча разнообразных фильтров (кстати, фильтрами я так ни разу и не воспользовался)
Первая особенность съемки заключалась в том, что шар двигается вдоль и при этом поворачивается вокруг своей оси, из-за чего приходится постоянно контролировать экспозицию. В этом деле моим настоящим другом и помощником стал Pentax 750Z. Глядя на монитор этой камеры можно по реальной картинке (сейчас это называется “Live View”) вносить поправки в «плюс» и в «минус», а затем применять такую же коррекцию в пленочных камерах. Особенно удобным и незаменимым оказалось это при съемке на среднеформатный Pentax 645N, ведь в нем заряжена ценная слайдовая пленка, один ролик которой состоит всего из 16 кадров, а правильная экспозиция при съемке на слайд – главный залог успеха. Кроме того, оказалось удобным и то, что соотношение сторон кадра у этих камер практически совпадают, и я прежде, чем сделать снимок на среднеформатник, сначала снимаю картинку цифровичком, поправляю экспозицию, оцениваю компоновку, вношу изменение в построение кадра и только потом делаю снимок на слайд. Конечно тут нужна сноровка и оперативность, поскольку шар двигается и окружающая обстановка меняется, но в подобной ситуации, поверьте мне, сноровка проявит себя сама, а результат потом будет только радовать.
Вторая проблема, с которой я столкнулся – это цветовая температура (или как сейчас говорят «баланс белого»). Слайд не прощает даже малейших ошибок в экспонировании, а уж тип источника света приемлет только один. Однако раннее утро с глубокой синевой в тенях и яркой желтизной в местах, освещенных восходящим солнцем – условия, мягко говоря, сложные. Конечно, в пейзажной съемке зачастую не так важны настоящие оттенки и цветовая гамма реальных объектов, и всё же часть времени я потерял на попытки решить этот вопрос. Приставляя по очереди к своему глазу различные конверсионные и компенсирующие фильтры, я, увы, так и не нашел подходящего варианта. Только время потерял. Поэтому проблема решилась сама собой – то есть перестала быть таковой. Ну и конечно «цифровика» 750Z – это не коснулось.
Следующий камень преткновения – это автофокус от компании Pentax. Ничего личного, товарищ Pentax! Кто-то может возразить, что мол в условиях плотной воздушной дымки, густого тумана, контрового освещения и низкого контраста любой автофокус будет хулиганить. Я согласен. Да, конечно. Только вот рядом со мной в корзине были еще пару человек с японскими фотокамерами, и я ни разу не слышал с их стороны противного «туда-сюда-бзиканья» при съемке утреннего ландшафта в дымке против солнца. Единственная камера, которая еще ни разу меня не подвела в автофокусировке – Pentax 645N. Проблему я тоже решил легко, переключив все в режим ручного фокуса и установив «бесконечность» – благо аэрофотосъемка уже велась почти с высоты более 300 метров.
Еще один вопрос, который постоянно вставал передо мной – это композиция. Очень сложно, оказалось, решить, что же сделать главным в снимке – землю в необычном для человека ракурсе с её марсианским ландшафтом и сказочным рельефом или утреннее небо, раскрашенное восходящим солнцем, наполненное утренним туманом и прошитое узкими строчками облаков. Здесь выход один – дубли. Так и снимал в два кадра: к низу и к верху.
Кроме этого я смог убедить нашего пилота подняться несколько выше, чем находился наш шар-спутник. Благодаря этому мне удалось сделать несколько, на мой взгляд, великолепных снимков воздушного шара на фоне земли. Хотя затея подняться выше вышла-таки боком для всех пассажиров нашего шарика. Оказалось, что воздушные потоки на той высоте двигались совершенно не в ту сторону, где планировалось наше приземление, мало того ветер там был гораздо сильнее, а температура ниже. Поэтому наши шары достаточно быстро разошлись в разные стороны и удалились друг от друга. Я конечно и в этом нашел для себя плюс, ведь именно благодаря этому и сделан снимок, который стал участником конкурса «Ветер странствий» на PentaxNews.
Кроме этого я смог убедить нашего пилота подняться несколько выше, чем находился наш шар-спутник. Благодаря этому мне удалось сделать несколько, на мой взгляд, великолепных снимков воздушного шара на фоне земли. Хотя затея подняться выше вышла-таки боком для всех пассажиров нашего шарика. Оказалось, что воздушные потоки на той высоте двигались совершенно не в ту сторону, где планировалось наше приземление, мало того ветер там был гораздо сильнее, а температура ниже. Поэтому наши шары достаточно быстро разошлись в разные стороны и удалились друг от друга. Я конечно и в этом нашел для себя плюс, ведь именно благодаря этому и сделан снимок, который стал участником конкурса «Ветер странствий» на PentaxNews.
Интересно, что ощущение собственно полета у меня пропало сразу, как только я начал снимать, и вновь вернулось в момент жужжания моторчика, перематывающего последнюю отснятую пленку.
Посадка была достаточно мягкой. Странно, но эмоции меня не переполняли, как только почувствовал твердь под ногами, я уже стал думать об отснятом материале. Что там, как там всё получилось, когда я уже всё это увижу. «Фотография – дело тёмное», - любил повторять дядя Дима Ушаков, мой первый и единственный учитель по фотоделу. Как он был прав!
По пути на базу в отель я внимательно рассматривал на мониторчике Pentax 750Z отснятый материал, подсаживая до конца заряд последнего аккумулятора. На душе от картинок становилось тепло и приятно, словно едешь не в автобусе, а вновь паришь над землёй на воздушном шаре.
Посадка была достаточно мягкой. Странно, но эмоции меня не переполняли, как только почувствовал твердь под ногами, я уже стал думать об отснятом материале. Что там, как там всё получилось, когда я уже всё это увижу. «Фотография – дело тёмное», - любил повторять дядя Дима Ушаков, мой первый и единственный учитель по фотоделу. Как он был прав!
По пути на базу в отель я внимательно рассматривал на мониторчике Pentax 750Z отснятый материал, подсаживая до конца заряд последнего аккумулятора. На душе от картинок становилось тепло и приятно, словно едешь не в автобусе, а вновь паришь над землёй на воздушном шаре.
Ну и несколько выводов и советов воздухоплавателям с фотоаппаратами.
1. Цифровой фотоаппарат, как семечки. Если он в руках и включен – всегда есть соблазн снимать именно им. Прост и удобен, сразу можно увидеть и оценить результат. Если снимаете на слайд, помните об этом и не поддавайтесь!
2. Производить смену объективов и перезарядку фотопленки в полете крайне неудобно и небезопасно. Лучше использовать универсальный ZOOM или две камеры с различными объективами.
3. Батареек мало не бывает, а камеры без энергии не работают!
4. Все, что может выпасть за борт должно висеть на шее или быть надежно пристегнуто и привязано к хозяину.
5. В сложных условиях освещенности нужно вносить поправки в работу программного режима камеры по простому правилу: «По светлому – в плюс, по темному - в минус.».
6. При построении композиции снимка необходимо делать больше дублей с разным соотношением и расположением объектов в кадре. Одним щелчком шедевр не поймаешь. Эмоции в полете довлеют над рациональным мышлением.
7. Непосредственно перед посадкой шара на землю стоит упаковать всю аппаратуру в надежный мягкий кофр. Приземления бывают разными, а разбитая камера всегда выглядит одинаково неприятно.
Желаю всем удачных снимков и незабываемых впечатлений!
1. Цифровой фотоаппарат, как семечки. Если он в руках и включен – всегда есть соблазн снимать именно им. Прост и удобен, сразу можно увидеть и оценить результат. Если снимаете на слайд, помните об этом и не поддавайтесь!
2. Производить смену объективов и перезарядку фотопленки в полете крайне неудобно и небезопасно. Лучше использовать универсальный ZOOM или две камеры с различными объективами.
3. Батареек мало не бывает, а камеры без энергии не работают!
4. Все, что может выпасть за борт должно висеть на шее или быть надежно пристегнуто и привязано к хозяину.
5. В сложных условиях освещенности нужно вносить поправки в работу программного режима камеры по простому правилу: «По светлому – в плюс, по темному - в минус.».
6. При построении композиции снимка необходимо делать больше дублей с разным соотношением и расположением объектов в кадре. Одним щелчком шедевр не поймаешь. Эмоции в полете довлеют над рациональным мышлением.
7. Непосредственно перед посадкой шара на землю стоит упаковать всю аппаратуру в надежный мягкий кофр. Приземления бывают разными, а разбитая камера всегда выглядит одинаково неприятно.
Желаю всем удачных снимков и незабываемых впечатлений!