Принято считать, что объективы этого класса имеют не только упрощённый конструктив, но и низкие оптические характеристики. Однако из этого правила бывают исключения, и таким приятным исключением является объектив SMC Pentax DA 18-55/3.5-5.6 AL. Его технические данные можно изучить по адресу http://www.pentax.ru/catalogue/product/folder/1254521292456756/tech/
Конструктив
Внешний вид
Максимальная длина - при 18 и 55 мм и фокусе на минимальной дистанции. Минимальная - при 35 мм и фокусировке на бесконечность
|
Внешний вид объектива производит хорошее впечатление. Он компактен, качество как материалов, так и сборки не вызывает нареканий, люфты незначительны.
Передняя линза не вращается ни при зумировании, ни при фокусировке, что позволяет легко использовать поляризационные фильтры. Кроме того, объектив комплектуется блендой в форме цветка. У бленды есть одна полезная особенность, заметно упрощающая её использование с поляризационным фильтром - в нижней части имеется окошко с крышечкой, через которое удобно вращать оправу поляризационного фильтра, добиваясь необходимого эффекта.
Передняя линза не вращается ни при зумировании, ни при фокусировке, что позволяет легко использовать поляризационные фильтры. Кроме того, объектив комплектуется блендой в форме цветка. У бленды есть одна полезная особенность, заметно упрощающая её использование с поляризационным фильтром - в нижней части имеется окошко с крышечкой, через которое удобно вращать оправу поляризационного фильтра, добиваясь необходимого эффекта.
Бленда со снятой крышечкой |
Длина объектива незначительно изменяется как при фокусировке, так и при использовании зума.
Кольцо управления диафрагмой отсутствует, как и на всех объективах серии DA, управление осуществляется с камеры. Объектив также снабжён системой Quik Shift, позволяющей доводить фокус, не переключая камеру в режим ручной фокусировки.
Кольцо управления диафрагмой отсутствует, как и на всех объективах серии DA, управление осуществляется с камеры. Объектив также снабжён системой Quik Shift, позволяющей доводить фокус, не переключая камеру в режим ручной фокусировки.
Качество изображения и оптические свойства
Объектив имеет диапазон фокусных расстояний от 18 до 55 мм, что соответствует 27,5 - 84 мм на плёночной камере. Это универсальный диапазон, позволяющий решить большую часть задач типичного фотолюбителя - от пейзажа до портрета. Минимальная дистанция фокусировки позволяет получить масштаб 1:4, что позволяет снимать досточно мелкие объекты.
Я не стал делать подробный тест для этого обзора, т.к. подобное исследование уже выполнено одним из авторов сайта www.photozone.de. Результаты этого тестирования в целом совпадают с моими наблюдениями в процессе эксплуатации.
Вот перевод заключения этого теста: "Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL - удивительно хороший китовый зум, хотя и есть недостатки при фокусном расстоянии 18 мм. Центр и края кадра имеют прекрасное качество, но самые углы при этом мягкие. Ожидаемое виньетирование и сниженный контраст также имеют место на открытой (F/3.5) диафрагме. На 35 и 55 мм ситуация заметно лучше. ХА приемлемые. Качество изготовления хорошее для китового зума и на голову выше, чем у таких конкурентов, как Canon EF 18-55/3.5-5.6 или Nikon AF-S 18-55/3.5-5.6 ED. В целом, это хорошее предложение по соотношению цена/качество, хотя, несомненно, есть объективы с более выдающимися характеристиками - но при этом и с более высокой ценой".
Я не стал делать подробный тест для этого обзора, т.к. подобное исследование уже выполнено одним из авторов сайта www.photozone.de. Результаты этого тестирования в целом совпадают с моими наблюдениями в процессе эксплуатации.
Вот перевод заключения этого теста: "Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL - удивительно хороший китовый зум, хотя и есть недостатки при фокусном расстоянии 18 мм. Центр и края кадра имеют прекрасное качество, но самые углы при этом мягкие. Ожидаемое виньетирование и сниженный контраст также имеют место на открытой (F/3.5) диафрагме. На 35 и 55 мм ситуация заметно лучше. ХА приемлемые. Качество изготовления хорошее для китового зума и на голову выше, чем у таких конкурентов, как Canon EF 18-55/3.5-5.6 или Nikon AF-S 18-55/3.5-5.6 ED. В целом, это хорошее предложение по соотношению цена/качество, хотя, несомненно, есть объективы с более выдающимися характеристиками - но при этом и с более высокой ценой".
Поделюсь и я своими впечатлениями. 18-24 мм - это фокусные расстояния, которыми по моему мнению, следует пользоваться, принимая во внимание виньетирование (затемнение углов кадра) и падение контраста в углах кадра. Открытые диафрагмы следует использовать при этом, только когда в них действительно есть необходимость. В остальных случаях стоит прикрывать диафрагму до значений F/8-F/11, для того, чтобы уменьшить падение разрешения в углах кадра и виньетирование.
Кроме того, в широкоугольном положении у этого объектива максимальные ХА (хроматические аберрации).
А вот в диапазоне 35-55 мм качество изображения уже очень хорошее и не вызывает нареканий. При этом резкость и детализация высокая и на открытых диафрагмах. По моим наблюдениям, в этом диапазоне объектив разрешает матрицу 10Мп с ощутимым запасом (это видно на примерах из теста высоких ISO на K10D).
Кроме того, в широкоугольном положении у этого объектива максимальные ХА (хроматические аберрации).
А вот в диапазоне 35-55 мм качество изображения уже очень хорошее и не вызывает нареканий. При этом резкость и детализация высокая и на открытых диафрагмах. По моим наблюдениям, в этом диапазоне объектив разрешает матрицу 10Мп с ощутимым запасом (это видно на примерах из теста высоких ISO на K10D).
Требуй невозможного - получишь максимум
Пример коррекции ХА. 18 мм, F/6.3. Фрагмент 100%.
Насыщенность цветов дополнительно повышена. Слева - фрагмент без коррекции, справа - с коррекцией -30/+10 (ACR 4.1). 80Кб
|
Хочу поделиться с пользователями китового зума рекомендациями, которые помогут получить максимум в плане качества изображения как в процессе съёмки, так и при дальнейшей обработке.
1. Всегда одевайте бленду. Это позволит избежать боковой засветки, уменьшающей контраст изображения, снизит виньетирование. Кроме того надетая бленда уменьшает вероятность загрязнеия передней линзы.
2. Старайтесь использовать диапазон фокусных расстояний 35-55 мм. Если же снимаете в широкоугольном положении - прикрывайте диафрагму на 1-2 ступени от максимальной.
3. Используя формат RAW, можно избавиться от хроматических аберраций. Современные RAW конвертеры легко позволяют это сделать. Например, для фокусного расстояния 18 мм в Adobe Camera Raw необходимо ввести коррекцию примерно -30 (Red/Cyan) и +10 (Blue/Yellow).
4. Кроме коррекции ХА, современные RAW конвертеры позволяют уменьшить затемнение углов - виньетирование, как это видно на примере.
5. Повысить локальный контраст на снимках легко с помощью графического редактора. Для этого воспользуйтесь фильтром Unsharp Mask со значениями 10-20%/70/0. В версии ACR 4.1 такая подобная функция вынесена отдельным пунктом в RAW конвертере (Clarity - Четкость).
1. Всегда одевайте бленду. Это позволит избежать боковой засветки, уменьшающей контраст изображения, снизит виньетирование. Кроме того надетая бленда уменьшает вероятность загрязнеия передней линзы.
2. Старайтесь использовать диапазон фокусных расстояний 35-55 мм. Если же снимаете в широкоугольном положении - прикрывайте диафрагму на 1-2 ступени от максимальной.
3. Используя формат RAW, можно избавиться от хроматических аберраций. Современные RAW конвертеры легко позволяют это сделать. Например, для фокусного расстояния 18 мм в Adobe Camera Raw необходимо ввести коррекцию примерно -30 (Red/Cyan) и +10 (Blue/Yellow).
4. Кроме коррекции ХА, современные RAW конвертеры позволяют уменьшить затемнение углов - виньетирование, как это видно на примере.
5. Повысить локальный контраст на снимках легко с помощью графического редактора. Для этого воспользуйтесь фильтром Unsharp Mask со значениями 10-20%/70/0. В версии ACR 4.1 такая подобная функция вынесена отдельным пунктом в RAW конвертере (Clarity - Четкость).
Виньетирование на фокусном расстоянии 18 мм
18 мм, F/3.5, без коррекции
800х534 пикс., 90Кб
|
18 мм, F/11, без коррекции
800х534 пикс., 96Кб
|
18 мм, F/3.5, виньетирование исправлено в конвертере
800х534 пикс., 91Кб
|
Субъективные итоги
На 55 мм и открытой диафрагме SMC Pentax DA 18-55/3.5-5.6 AL неплохо размывает фон (для зума) и имеет достаточную резкость, что позволяет использовать его в качестве портретника.
Контровый свет держит неплохо, контраст падает незначительно, но при наличии яркого источника света в кадре появляются "зайцы".
Кроме того, он подходит и для предметной съёмки - этому способствует как масштаб макросъёмки - 1:4, так и хорошее качество изображения.
По моему опыту, несмотря на несколько худшее качество на 18 мм, это фокусное расстояние вполне применимо и позволяет получить изображения, которые хорошо смотрятся и при печати в формате до 20х30 см.
SMC Pentax DA 18-55/3.5-5.6 оправдывает свою цену, если приобретать его в комплекте с фотоаппаратом - тогда он обходится дешевле. Покупать его отдельно имеет смысл либо б/у, либо новый со значительной скидкой. В противном случае лучше добавить денег и приобрести, например, SMC Pentax DA 16-45/4.
Контровый свет держит неплохо, контраст падает незначительно, но при наличии яркого источника света в кадре появляются "зайцы".
Кроме того, он подходит и для предметной съёмки - этому способствует как масштаб макросъёмки - 1:4, так и хорошее качество изображения.
По моему опыту, несмотря на несколько худшее качество на 18 мм, это фокусное расстояние вполне применимо и позволяет получить изображения, которые хорошо смотрятся и при печати в формате до 20х30 см.
SMC Pentax DA 18-55/3.5-5.6 оправдывает свою цену, если приобретать его в комплекте с фотоаппаратом - тогда он обходится дешевле. Покупать его отдельно имеет смысл либо б/у, либо новый со значительной скидкой. В противном случае лучше добавить денег и приобрести, например, SMC Pentax DA 16-45/4.
Полноразмерные примеры снимков
Как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Примеры сняты на Pentax *ist Ds в формате PEF, сконвертированы с помощью ACR 4.1. При конвертировании внесены поправки в экспозицию, баланс белого и при необходимости исправены ХА и виньетирование. Настройки повышения резкости - по умолчанию. Степень сжатия JPEG - 10 (из 12).
Примеры сняты на Pentax *ist Ds в формате PEF, сконвертированы с помощью ACR 4.1. При конвертировании внесены поправки в экспозицию, баланс белого и при необходимости исправены ХА и виньетирование. Настройки повышения резкости - по умолчанию. Степень сжатия JPEG - 10 (из 12).