Все, кто бывал в Петродворце, несомненно, обратили внимание на собор, расположенный в центре города. Крупнейший и, пожалуй, лучший собор России предреволюционной поры, «последний великий храм империи» - придворная церковь св. Петра и Павла построена в 1895-1904 гг. по проекту архитектора Н.В.Султанова при участии братьев Косяковых.
Однако, мало кто знает, что собор находится на берегу Ольгина пруда, расположенного в Колонистском парке.
Павильоны и миниатюрные парки островов Ольгина пруда - это памятник эпохи Николая I, по-настоящему влюбленного в Петергоф и много сделавшего для его украшения. Мир Царицына и Ольгина островов - совершенно особый, интимный, изысканный. Острова названы в честь жены царя - императрицы Александры Федоровны и их средней дочери - великой княгини Ольги.
Царицын остров был подарен Александре Федоровне в 1842 году в связи с серебряной свадьбой, Ольга Николаевна получила свое маленькое владение в 1846-м - в честь бракосочетания с вюртембергским принцем Карлом. Павильоны и парки создавались по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера, это были мечты и воспоминания об Италии, воплощенные в явь на берегу сурового северного моря, место отдохновения, куда допускались только близкие.
Царицын остров был подарен Александре Федоровне в 1842 году в связи с серебряной свадьбой, Ольга Николаевна получила свое маленькое владение в 1846-м - в честь бракосочетания с вюртембергским принцем Карлом. Павильоны и парки создавались по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера, это были мечты и воспоминания об Италии, воплощенные в явь на берегу сурового северного моря, место отдохновения, куда допускались только близкие.
Царицын павильон создан Штакеншнейдером в 1841 - 1844 гг. в духе помпейной виллы:
террасы, портики, башня,
внутри - атриум, правда, крытый стеклянным потолком, мозаичные полы, росписи на стенах в стиле помпейских, мрамор, обилие скульптуры, мебель и светильники наподобие античных, а также подлинные антики.
Богатое убранство интерьеров могло бы соперничать с роскошью жилищ римских патрициев.
Для Царицына павильона характерно стилистическое единство внешнего образа постройки с ее внутренним содержанием.
Ассимметричная композиция Царицына павильона объединяет в себе три слитых воедино одноэтажных объема и трехэтажную башню.
Со стороны главного фасада была устроена поднимающаяся из воды терраса с чугунным парапетом и лестницей, подножие которой служило причалом.
Прекрасен и парк острова - роскошные цветники, пергола, увитая диким виноградом, колонна из стеклянных белых и голубых трубочек - подарок прусского короля,
огромный мраморный диван, фонтан «Нарцисс».
В 1846 - 1847 гг. был сооружен более скромный, трехэтажный в его основной части, Ольгин павильон, который был задуман зодчим как южно-итальянская вилла - подобные были знакомы великой княгине по итальянскому путешествию, во время которого она познакомилась со своим будущим супругом. Здесь впечатляет контраст между сдержанным внешним оформлением и изящным внутренним убранством.
Ольгин павильон, как и Царицын, имел причал, так как попасть на острова можно было только по воде.
Водостоки Ольгина павильона А.Штакеншнейдер, виртуозный мастер эклектики, выполнил в виде драконов.
Водостоки Ольгина павильона А.Штакеншнейдер, виртуозный мастер эклектики, выполнил в виде драконов.
С верхней площадки павильона можно было обозревать окружающие окрестности.
В парке острова и сегодня выращиваются ягодные кустарники, здесь можно увидеть павлинов и фазанов.
В парке острова и сегодня выращиваются ягодные кустарники, здесь можно увидеть павлинов и фазанов.
Война пощадила павильоны ансамблей. Вещи из них были своевременно вывезены, подлинная помпейская мозаика, украшающая пол в Столовой Царицына павильона, - замаскирована. Поэтому реставрация была задачей сложной, но выполнимой. Большое количество дореволюционных и предвоенных фотографий позволило даже расставить на свои места предметы интерьера.
Мы были поражены особой атмосферой уединения, покоя, отрешенности от мира и простоты, которая продолжает царить на островах.
Библиография:
Статья Светланы Гришкиной из журнала «Петербург на Невском», 09 (104) 2005.
«Зодчие Санкт-Петербурга XIX-начало XX века», В.Г.Исаченко, «Лениздат», 1998.
Мы были поражены особой атмосферой уединения, покоя, отрешенности от мира и простоты, которая продолжает царить на островах.
Библиография:
Статья Светланы Гришкиной из журнала «Петербург на Невском», 09 (104) 2005.
«Зодчие Санкт-Петербурга XIX-начало XX века», В.Г.Исаченко, «Лениздат», 1998.