В начале марта мы с женой предприняли поездку в Италию. Это была наша четвертая поездка. Еще задолго до возможностей путешествий в Италию, я интересовался искусством и литературой Возрождения. И вот во время первой поездки в 2007 г. я понял одну очень важную вещь: кроме музеев, которые известны всем любителям живописи, огромное количество шедевров выставлено в церквях и базиликах. В большинстве случаев там они находятся в капеллах, которые принадлежат частным лицам. Доступ к ним может быть открытым (как правило), закрытым или иногда платным. Все эти церкви и базилики открываются рано утром на мессу и остаются открытыми после ее окончания до 12 – 13 часов. Затем они открываются вновь после сиесты в 15 – 17 часов и закрываются после вечерней восьмичасовой мессы.
Конечно, итальянским и некоторым нашим искусствоведам (см. например, известную книгу П. П. Муратова «Образы Италии») многие из этих шедевров живописи хорошо известны. Но для нас простых смертных весьма заманчиво подойти и просто так посмотреть на творения таких корифеев как Фра Анжелико, Мазаччо, Пинтурикьо и мн. др. Называю первые попавшиеся фамилии, число же этих живописцев бесконечно велико, но у нас их работ в музеях, за редким исключением, нет.
Поэтому в прошлом году я озаботился составлением программы поездки по ряду городов, в основном тосканских, где можно было бы посмотреть всю эту церковную живопись. Я составил программу таким образом, чтобы она включала посещение тех мест, в которых были бы еще и шедевры архитектуры, т.к. архитектура церквей – это мой любимый тип фотосюжетов (см. сайт /participants/avak, кроме того, до 24 апреля в Тушине в библиотеке № 216 открыта моя фотовыставка “Россия – Италия, диалог культур”). Начать и закончить поездку я решил в Болонье, т.к. туда дважды в неделю летает экономическая авиакомпания “Eurofly”. Через туркомпанию я забронировал две гостиницы в Болонье и Флоренции, и мы отправились.
Всегда перед большой поездкой возникает вопрос, какой набор оптики брать. Я снимаю зеркалкой Pentax K10 D в формате RAW, но брать большую сумку с оптикой посчитал нежелательным: во-первых, тяжело таскать, во-вторых, не стоит привлекать внимание к своей персоне слишком большой фотосумкой. Поэтому решил ограничиться тремя объективами: основным Pentax SMC-DA* 16-50mm f/2.8 ED [IF] SDM, телезумом Pentax SMC-DA 55-300mm f/4-5.8 ED и фиксом Pentax SMC-FA 35mm f/2 AL. Кроме того, брал еще и конвертор Soligor x1.7. Если кратко суммировать результат, то наиболее востребованным, как и следовало ожидать, оказался первый. Некоторое количество кадров сделал телезумом и буквально два-три кадра – 35 мм фиксом. Ну, а теперь, по порядку.
Итак, прилетаем в Болонью. Из аэропорта автобус довозит до вокзала за 40 мин. От вокзала до гостиницы 10 мин. пешком, и вот мы уже жители Болоньи. На следующий день выезжаем поездом в Падую. Затем, по порядку: в Равенну и Феррару. На четвертый день переезжаем «Евростаром» во Флоренцию. Оттуда съездили в Пизу (целый день под дождем), Сиену, Лукку и Пистойю, Орвието, Арреццо. После чего вернулись в Болонью и улетели в Москву. На все это затратили 2 недели.
Как обычно происходила съемка? Еще в Москве я нашел в Интернете и распечатал карты всех этих городов. Кроме того, в некоторых городах на вокзальной площади часто размещаются информационные туристические центры, где можно бесплатно получить план города. Поэтому дойти до желанного объекта не составляло труда. Надо было только поспешать, учитывая, что в 12-13 часов начнется сиеста и церковь может оказаться закрытой. Итак, входим в церковь и первым делом оказываемся в полной темноте. Постепенно глаза привыкают к мраку, и мы начинаем осмотр. Как правило, внутри снимать можно. Запрещают пользоваться вспышкой и штативом. Вот тут-то наиболее выигрышным оказался вариант: ISO 400-800 и зумобъектив 16 – 50 мм с открытой диафрагмой 2.8. Т.к., в среднем, все выдержки были не длиннее 1/5 – 1/6 сек., то при этих условиях удавалось удержать камеру в руках с включенным «антитрясом» без шевеленки. Конечно, я делал несколько дублей, проверяя каждый раз, насколько резким оказался кадр. Интересно, что даже при ISO 800 шумы аппарата оказались минимальными, т.е. такая чувствительность является для Pentax K10 D вполне рабочей.
Теперь прокомментирую несколько снимков, которые считаю удачными (фокусное расстояние не исправлено на величину кроп-фактора 1.5). Начну с «режима». Кадр № 1 – «Золотой мост» (Ponte vechio) Флоренция. ISO 400, выдержка 1/5 s, f/4.5, фокусное расстояние 39.38 mm. Снято с соседнего моста в 7.30 вечера.
Кадр № 2 – «Святая Мария спасительница» (сюжет интересен своей наивностью), примерная датировка конец 14 начало15 вв., живопись на доске, базилика Санто-Спирито, Флоренция. ISO 800, выдержка 1/20 s, f/2.8, фокусное расстояние 42.5 mm. Здесь было сравнительно светло, поэтому более длинная выдержка не понадобилась.
Кадр № 3 – «Христос на троне» (надалтарная мозаика 13 в.), базилика Сан Миньято аль Монте, Флоренция. ISO 400, выдержка 1 s, f/2.8, фокусное расстояние 42.5 mm. Было практически темно, аппарат пришлось поставить на пюпитр.
Кадр № 4 – «Снятие с креста» (живопись на доске, галерея «Академия», Флоренция, снято незаконно навскидку). ISO 400, выдержка 1/6 s, f/2.8, фокусное расстояние 29.4 mm.
Кадр № 5 – редчайший по композиции сюжет, исполненный, к тому же, с большой экспрессией, фреска в подалтарном храме базилики Санто-Стефано в Болонье. ISO 800, выдержка 0.4 s, f/2.8, фокусное расстояние 36.3 mm.
Кадр № 6 – «Последние лучи солнца» (купол Брунелески и колокольня Джотто, Флоренция). ISO 200, выдержка 1/30 s, f/5.6, фокусное расстояние 23.8 mm.
Кадр № 7 – «Св. Лаврентий» (фреска 1476 г., Флоренция). ISO 400, выдержка 1/10 s, f/4, фокусное расстояние 23.8 mm.
Кадр № 8 – «Пьета» (скульптура 16 в. в базилике Il Duomo, Орвието). ISO 800, выдержка 1/13 s, f/2.8, фокусное расстояние 36.3 mm.
Кадр № 9 – «Il Duomo», Орвието. Оказывается, мартовское солнце дает очень контрастное освещение. ISO 200, выдержка 1/1000 s, f/8, фокусное расстояние 18.8 mm.
Кадр № 10 – «Сан Микеле ин Форо», Лукка. Тонкие облака сильно смягчили освещение. Здание поместилось целиком, только благодаря широкоугольнику. ISO 100, выдержка 1/320 s, f/8, фокусное расстояние 16 mm.
Кадр №11 - роспись купола Брунелески в
Санта Мария дель Фиоре. Флоренция. 1/25 s, f/5.6 ISO 800, 16 mm.
Санта Мария дель Фиоре. Флоренция. 1/25 s, f/5.6 ISO 800, 16 mm.
Поскольку изначально все снималось в формате RAW, имеет смысл упомянуть о постсъемочной обработке. После испытаний нескольких разных конвертеров я остановился на «родном» PentaxPhotoLaboratory03, поставляемом вместе с камерой. Его удобство в том, что все разделы меню одновременно присутствуют на экране в виде окон, баланс белого можно выставить разным способом. Для себя наиболее подходящим считаю выставление баланса по точке серого, причем на исходном кадре это вовсе не обязательно должен быть именно серый цвет. Т.е. я фактически щелкаю по разным частям кадра, добиваясь наилучшей, с моей точки зрения, цветопередачи. Опыт показывает, что в целом аппарат Pentax K10 D снимает с некоторой недодержкой, легко исправимой конвертером. Контраст в основном соответствует установленному на аппарате, однако в ряде случаев его также приходилось регулировать, например, убирать в натурных съемках из-за высочайшего, как я писал, контраста мартовского солнца. Добавлять же контраст приходилось на кадрах, снятых в темных помещениях, т.к. при слабом внутреннем освещении в церкви изображение получалось зачастую слишком вялым.
Таким образом, широкоугольный зум 16 – 50 мм полностью оправдал себя, т.к. обеспечил необходимую резкость при открытой диафрагме. Резкость телезума 55 – 300 также оказалась на хорошем уровне. 35 мм фикс оказался мало востребован из-за недостаточно широкого угла. Поэтому я считаю, что моя тактика себя полностью оправдала, и в принципе вполне можно было обойтись двумя объективами.