Архив конкурсов
Как я снимаю архитектуру
Автор:

Как я снимаю архитектуру

10 Марта 2009 Версия для печати
В избранное
Как я снимаю архитектуру
Принято говорить, что архитектура – это застывшая музыка. Постараюсь оспорить этот трюизм. Можно ли по одной первой ноте представить себе всё произведение в целом? – Нет, конечно. А вот весь готический собор можно охватить одним взглядом. Отсюда я вывожу принцип своего моего подхода к фотографированию архитектуры.
Принято говорить, что архитектура – это застывшая музыка. Постараюсь оспорить этот трюизм. В самом деле, музыка – это абстрактный набор звуков (или нот), последовательно воздействующий на психику через слух. Так, еще Леонардо да Винчи обращал внимание на то, что мы воспринимаем музыку как целостную мелодию, благодаря тому, что предыдущая нота, еще не полностью отзвучав у нас в голове, складывается в последующей, формируя ощущение слитного мотива. Результатом такого протяженного во времени воздействия является наше эмоциональное состояние. Образ архитектурного объекта воспринимается человеком, как и любой зрительный образ, непосредственно целиком вместе с окружением. И лишь если он привлекает чем-то твое внимание, начинается процесс изучения объекта путем рассматривания деталей. Видимо, именно этот процесс рассматривания, когда глаз скользит всё выше и выше по деталям, скажем, готического собора, и напоминает слушание, к примеру, фуги Баха, ноты которой повышаются и повышаются по мере того, как развивается музыкальная тема. Но разве можно по одной первой ноте представить себе всё произведение в целом? – Нет, конечно, хотя постфактум, т.е. после прослушивания, можно попытаться мысленно воссоздать музыкальный образ и понять, что хотел сказать автор. А вот весь готический собор можно охватить одним взглядом.

К чему это я? К тому, что отсюда я вывожу принцип своего видения архитектурного объекта и, следовательно, моего подхода к его фотографированию. Свою задачу я вижу, прежде всего, в том, чтобы максимально целостно передать облик здания. Поэтому собственно эстетика фотографии может отходить на второй план. Её роль для меня состоит в том, чтобы главным содержанием снимка сделать архитектуру. А для этого основным инструментом должен быть свет. Поэтому я предпочитаю снимать в солнечный день, и если, когда я попадаю на объект, солнце скрывается целиком, превращая яркий день в его серую копию, я считаю свою поездку неудачной и стараюсь возвратиться туда еще раз, благо уже знаю особенности расположения объекта. Поэтому я также стараюсь снять здание целиком, насколько позволяет его окружение (деревья, соседние дома, заборы и т.д.), и, как правило, не выхватываю лишь одни купола, просвечивающие сквозь листву, или одиночные детали украшений на стенах объекта. Последние, безусловно, представляют особый интерес, но лишь в дополнение к целостному образу.
Какие объекты я предпочитаю? Прежде всего, старинную архитектуру. А это, если говорить о России, архитектура церковная, т.к. старинных зданий гражданского назначения практически не сохранилось. Причем мне интересны в основном объекты, построенные до начала 18 в. Это, конечно, не значит, что этим только я и ограничиваюсь: у нас много интересных зданий и поздней постройки. Но архитектурные красоты 15 – 17 вв. восхитительны.

Итак, есть объект, есть солнце (с облаками или без). Что я делаю дальше? Оглядываюсь вокруг и для начала высматриваю, нет ли вблизи более высокой точки, чем сама грешная земля, на которой я стою. Вспомните, многие художники пишут свои картины так, будто смотрят на содержимое с высокой точки: так лучше передается глубина пространства. Великий художник Мартирос Сарьян говорил: «Величие Арарата лучше всего видно с других вершин». Мой приятель, фотограф и доцент Российской академии славянской культуры Ю. В. Робинов говорит, что если рядом есть жилые дома, то он напрашивается в гости к жильцам, чтобы произвести съемку со второго или третьего этажа. Лично я не пробовал. Мне кажется, что при имеющемся у людей недоверии к чужакам и необходимости довольно долго объяснять несведущим людям, чтò мне от них нужно, вероятность отказа велика. А значит не стоит терять время, хотя проигрыш здесь очевиден. Конечно, есть еще радикальный выход – нанять кран с манипулятором. Он-то поднимет тебя на любую высоту! Но во сколько это обойдется? Т.ч. оставим пока наши мечты неосуществленными.
Чем снимаю? Начиная с 2002 г., я последовательно пользовался следующими камерами фирмы Пентакс: Pentax MZ6 (аналоговая зеркалка), цифровые: Pentax Optio 555 (5 Mp), Pentax Optio 750z (7 Mp), Pentax ist DS (6 Mp, зеркалка) и Pentax K10 D (10 Mp, зеркалка). Какую использовал оптику? Раньше мне казалось, да и на самом деле это так, что наилучший результат может быть достигнут с использованием телеобъективов. Но на практике оказалось, что редко, когда удается найти отдаленную точку для съемки, с которой объект был бы открыт целиком в нужном освещении. Более того, церковные здания и в России, и за границей, как правило, располагаются, либо в узком церковном дворе, заросшем старыми деревьями саду или на кладбище, либо на сверхузких улицах как в Европе, т.ч. только и остается, что использовать широкоугольники. А они порождают проблему перспективных искажений или попросту «завалов». Посмотрите на большинство архитектурных фотографий в Интернете и вы увидите, что сняты они снизу вверх, давая широкое основание и непомерно узкую верхнюю часть здания. А это уже, согласно урокам знаменитого в прошлом чешского журнала «Фотография», признак непрофессионализма, не говоря уже о том, что облик здания выглядит искаженным. И лишь в редких случаях завал может иметь художественное обоснование.

Раньше при съемке аналоговым аппаратом перспективные искажения были практически непобедимы. Частично их можно было скомпенсировать наклоном рамки увеличителя при печати, но для этого требовалось иметь большой запас по глубине резкости. Есть, конечно, оптика с гибким кофром (например, у Canon’a), но цена её для любителя может оказаться неподъемной. К счастью, проблема снимается при цифровой технике. Теперь перспективные искажения остаются у меня только на оригинальном кадре, т.к. с помощью «Фотошопа» они правятся элементарно, ниже я опишу как. (Очень смешно бывает читать пышущие ненавистью к «Фотошопу» ремарки некоторых фотографов. Видимо, в каждом сообществе есть такая условная фигура, бия которую каждый желающий может излить избыток накопившейся злости. В компьютерном сообществе такой фигурой является, несомненно, Бил Гейтс. Но, простите, я отвлекся). Однако при использовании широкоугольника некоторые искажения все же остаются, поскольку, и после правки, нижнюю точку съемки исправить никак невозможно. Оставляю этот недостаток как главный в моих фотографиях.

Как правятся перспективные искажения с помощью Фотошопа?

Как правятся перспективные искажения с помощью Фотошопа?
кадр1
Как правятся перспективные искажения с помощью Фотошопа?
кадр2
Как правятся перспективные искажения с помощью Фотошопа?
кадр3
Посмотрим на кадр 1, на котором изображен небоскреб «Соколиная гора». Он снят аппаратом Pentax K10 D с широкоугольным объективом Pentax 14 mm f/2.8 3 ноября 2008 г. Как видите, это типичный «завал», т.к. «отступать никуда – позади Москва» (т.е. близко расположенные дома). Можно отойти дальше на площадь, но тогда в кадр попадут бесчисленные провода, столбы и т.п. Поскольку я стремлюсь отобразить архитектуру здания в «чистом виде», а не на фоне всего окружающего «мусора», то это одна из двух подходящих точек.
Открываем кадр в Фотошопе. В окошке «Слои» дважды щелкаем мышью на слове «Задний план». Открывается окно с именем «слой 0». Щелкаем по слову ОК. Тогда активируются опции в разделе меню «Редактирование». А там есть строка «Трансформирование» с подопциями: «Искажение», «Перспектива» и «Warp». Для начала используем «Перспективу»: щелкаем по слову, и вокруг изображения появляется рамка. Тянем мышкой за верхний правый или левый уголок и видим, как ранее наклонные линии стен заваленного здания начинаю выпрямляться, причем это происходит одновременно с правым и левым краем изображения. Неравенство завалов справа и слева выправляем, двигая мышкой вправо-влево за центральную верхнюю метку рамки. Если после такой правки вы видите, что какой-то угол здания поднят, на ваш взгляд, слишком высоко, это можно поправить, применяя опцию «Искажение». Щелчок по этому слову также приводит к появлению рамки вокруг изображения, но при этом каждая из меток рамки работает независимо друг от друга. Если искажение выглядит нелинейным, исправляем это с помощью опции «Warp». В этом случае на изображение накладывается рамка, разделенная на девять частей, причем тянуть можно за каждую из меток. Эта опция позволяет исправить некоторые нелинейные искажения.
После использования опции «Перспектива» здание оказывается сплющенным по вертикали. (Кадр 2).
Этот недостаток правится щелчком по слову «Свободное трансформирование». Тогда снова изображение окружается рамкой, потянув за верхний край которой, мы можем вернуть изображению прежние пропорции. Вот и всё. Остается сохранить новое изображение. (Кадр 3).

Замечу, что некоторая «нелинейщина» все же осталась (например, изогнутый столб в левом углу), но главная цель достигнута – здание существует в кадре в своем масштабе. Замечу, если выделить часть изображения, то все указанные выше операции, в частности «Warp», можно применить к выделенной части изображения, исправляя несоразмерность деталей.

Вернусь к объективам. Мои миниатюрные камеры с пятикратным зумом имеют фокусное расстояние на широком конце, эквивалентное 35 мм. К сожалению, в отличие от Canon’a Pentax не делает широкоугольных насадок на объектив, т. ч. шире ничего нет (кроме, м.б. некоторых мыльниц, имеющих зум от 28 мм). Для зеркалок я использовал следующие широкоугольники (в порядке приобретения): Pentax 28-105 мм f/3.2-4.5 (работал им еще с аналоговой камерой Pentax MZ6), Pentax 16-45 мм f/4, Pentax 14 мм f/2.8 и Pentax 16-50 мм f/2.8*. К сожалению, оказалось, что Pentax 14 мм f/2.8, кроме плохой автофокусировки, имеет еще и недостаточную резкость. Поэтому некоторые кадры я считал испорченными. О плохой резкости этого объектива говорится и на сайте www.photozone.de, где испытывается оптика. Но я узнал об этом, когда объектив был уже куплен. К счастью грамотно добавить резкость можно иногда с помощью того же «Фотошопа», работая в LAB-пространстве (см. известную книгу Дэна Маргулиса, 2006), что я впоследствии и делал.

Важно также отметить, что с сокращением фокусного расстояния объектива перспективные искажения возрастают нелинейно. Так, при использовании 14 мм объектива, когда смотришь на изображение, исправленное только в опции «Перспектива», оказывается, что ближний край здания неестественно задран вверх. Поэтому по сравнению с использованием 16 мм объектива требуется дополнительная правка, которая занимает больше времени. Ну и, наконец, нельзя не вспомнить о кроп-факторе. На зеркалках Pentax он равен 1.5. Следовательно, реальное фокусное расстояние моего широкоугольника составляет 21 мм. Т.ч. во Флоренции, например, с её предельно узкими улочками и при такой оптике не всё удавалось снять. Последнее время я использую Pentax 16-50 мм f/2.8*. По результату мне он нравится больше, чем старый Pentax 16-45 мм f/4, но тяжёл, гад. Что ж, за увеличение светосилы и * качество приходится платить.

Теперь можно было бы начать говорить об освещении. Здесь, как я уже сказал, решающее слово принадлежит солнцу. Зная общую ориентацию церковной архитектуры, можно представить себе, в какое время суток надо поехать на съемки. Однако в турпоездках, когда не всегда можно выбрать подходящий момент для съемки, и известно, что в ближайшее время ты в этом месте снова не окажешься, можно попасть и в самую неудачную позицию, когда солнце светит в объектив, а фасад здания находится в тени. Что делать? Тут общего рецепта нет. Можно попытаться «вытянуть» затененный фасад, оставляя выбеленное небо. Можно пытаться проработать небо на недодержанном кадре, сам объект снять с правильной выдержкой – на другом, а затем совместить оба кадра в «Фотошопе» (опция «merge to HDR» в разделе меню «Файл» и подразделе «Автоматизация»). Опытный фотограф может заменить выбеленное небо голубым с красивыми облаками из другого кадра опять же в «Фотошопе», разбивая изображение на слои. В общем, тут дело вкуса. В заключении хочу отметить, что всё, о чем я написал (кроме последних ремарок), иллюстрируется моими фотографиями, выложенными на сайте www.pentaxnews.ru, организаторам и модераторам которого я выражаю искреннюю благодарность.
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона

Комментарии

Андрей Веретенников AnVer Андрей Веретенников
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-28
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 09:44, 10 Марта 2009Цитировать
Хороший урок по работе с перспективнымы искажениями! :)
Содержательная и полезная заметка.
Фото автора (168)      Cтатьи автора (4)      Комментарии (464)
Валерий Антипин valery Валерий Антипин
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-28
Откуда: Первоуральск
Добавлено: 02:07, 10 Марта 2009Цитировать
"нет ли вблизи более высокой точки, чем сама грешная земля, на которой я стою"-
Обычно, на Руси, храмы строили на самой высшей точке (хотя, конечно, есть и исключения). Одним словом, задача выбрать высокую точку, не простая... Статья замечательная. С уважением, В.
Фото автора (13)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (111)
Денис Чернов dip_c Денис Чернов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-02-25
Откуда: Киев
Добавлено: 03:27, 10 Марта 2009Цитировать
Человеческий глаз можно сравнить с широкоугольным объективом, сверхширокоугольным, "фишаем". Поэтому перспективные искажения неизбежны человеческим восприятием. Зачем же выравнивать вертикали до идеального положения параллельного краям кадра? Картинка становится неестественной, схематической. Человеческий глаз так не видит. Идеальное исправление искажений имеет смысл только ради практической цели перерисовать архитектуру. Художественный смысл такой правки от меня ускользает.
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (16)
Денис Чернов dip_c Денис Чернов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-02-25
Откуда: Киев
Добавлено: 03:30, 10 Марта 2009Цитировать
Вот церковка на заглавной картинке - вертикали идеально выправлены - в результате здание визуально заваливается налево и имеет непропорциональный вид. А всё потому, что наш мозг "пересчитывает" картинку с учётом перспективных искажений.
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (16)
DmitrySV sdv2208 DmitrySV
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-12-14
Откуда: Омск
Добавлено: 03:49, 10 Марта 2009Цитировать
Описаная технология конечно работает, и тем лучше чем более "гладкий" фасад снимаемого объекта. Всевозможные "архитектурные излишества" (выступы, балконы, всякие объемные украшения и т.п.) задачу усложняют, если растояние до снимаемого объекта меньше высоты самого объекта, делают ее практически невыполнимой, если интерисует эстетическая составляющая результата всех этих манипуляций. Поэтому к дополнение к статье хочется дать рекомендацию: чтобы результат преобразований и возникшие в нем искажения не "били по глазам" надо выдерживать расстояние от фотоаппарата до объекта съемки не менее 1,5-высоты самого объекта. Если местность не позволяет отойти на такое расстояние , лучше не исправлять перспективу до полной отвесности вертикальных линий,- будет смотреться естественней и красивей.
С ув. Дмитрий.
P.S. Кстати ширина снимаемого объекта тоже существенна при работе с перспективой. Чем шире фасад , тем дальше надо отойти. На широких углах ничего путного не получите (в смысле геометрии).
Фото автора (62)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (633)
Юрий Киселев QV Юрий Киселев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-06-24
Откуда: Украина, Павлоград
Добавлено: 06:04, 10 Марта 2009Цитировать
Большое спасибо автору и Дмитрию. Почерпнул полезного.
Фото автора (62)      Cтатьи автора (4)      Комментарии (890)
valentin valentin vlad.
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-09-16
Откуда: vladimir
Добавлено: 07:36, 10 Марта 2009Цитировать
Люблю снимать архитектуру, боюсь широкого угла. а статья познавательная, а вот заглавное фото не впечатляет , здание действительно немного не естественно смотрится да и блекловато несколько.
Фото автора (5)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (240)
Арсен,Алабердов арсенал Арсен,Алабердов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-01-19
Откуда: г.Черкесск
Добавлено: 10:41, 10 Марта 2009Цитировать
dip_c писал(а):
краям кадра? Картинка становится неестественной, схематической. Человеческий глаз так не видит. Идеальное исправление искажений имеет смысл только ради практической цели перерисовать архитектуру. Художественный смысл такой правки от меня ускользает.

а мой глаз завалы при съемке архитектуры режут до боли! посмотрите на эти 3 снимка-Вы хотите сказать что самый "смотрибельный" из них первый? может для Вас оно и так,а для меня вот это как раз один из примеров ПОЛЕЗНОГО применения фотошопа!
Фото автора (102)      Cтатьи автора (9)      Комментарии (606)
DmitrySV sdv2208 DmitrySV
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-12-14
Откуда: Омск
Добавлено: 02:18, 11 Марта 2009Цитировать
valentin писал(а):
здание действительно немного не естественно


Это потому, что фотограф стоял не по центральной фасадной линии, а под углом к ней. Окна которые расположены внизу имеют приблизительно форму прямоугольника, по мере увеличения высоты окон над фотоаппаратом они превращаются в параллелограмы. Соответственно горизонтальные линии, превратились в наклонные, и тем больше, чем выше они находятся над фотографом.
Автор забыл исправить эту вновь возникшую деформацию, увлекшись вертикальными линиями. Но в той же вкладке трансформирования Фотошопа, можно это подправить.
Фото автора (62)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (633)
Вадим Анохин awadim Вадим Анохин
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-31
Откуда: Ростов-на-Дону
Добавлено: 10:58, 12 Марта 2009Цитировать
Я тоже не любитель править перспективу. Если что-то дальше от глаза, чем другие части объекта, то они должны быть меньше. Согласитесь, глупо снимать небоскрёб снизу и потом в фотошопе пытаться его вершину растянуть до размеров основания.
Фото автора (205)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (290)
DmitrySV sdv2208 DmitrySV
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-12-14
Откуда: Омск
Добавлено: 11:27, 12 Марта 2009Цитировать
awadim писал(а):
Согласитесь, глупо снимать небоскрёб снизу и потом в фотошопе пытаться его вершину растянуть до размеров основания.


Согласен глупо, и тем глупее, чем ближе к объекту находишься.
Но с фразой
awadim писал(а):
Если что-то дальше от глаза, чем другие части объекта, то они должны быть меньше.
не всегда согласен, при незначительных искажениях исправления все-же имеют смысл.
Фото автора (62)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (633)
Евгений Николаевич Пермяков ENP Евгений Николаевич Пермяков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-12-01
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 07:54, 12 Марта 2009Цитировать
AnVer писал(а):
Хороший урок по работе с перспективными искажениями!

Присоединяюсь.
Фото автора (108)      Cтатьи автора (37)      Комментарии (868)
Валерий Посельский Poselsky Валерий Посельский
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-01-27
Откуда: г. Челябинск
Добавлено: 01:05, 13 Марта 2009Цитировать
Статья полезная. Фотошоп - кормилец!
Однако стоит помнить еще про отрицательные моменты редактирования, и переспективы, и вообще размеров изображения. Растровое изображение - не векторное, а интерполяция программным методом....никуда от этого не деться. Любой снимок теряет качество, в первую очередь резкость. Чем больше вы редактируете, тем больше эти потери...
Фото автора (91)      Cтатьи автора (4)      Комментарии (974)
Арсен,Алабердов арсенал Арсен,Алабердов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-01-19
Откуда: г.Черкесск
Добавлено: 03:24, 13 Марта 2009Цитировать
awadim писал(а):
Согласитесь, глупо снимать небоскрёб снизу и потом в фотошопе пытаться его вершину растянуть до размеров основания

а Вы уверены,что Ваш глаз видит именно такие искажения,которые выдает данный конкретный объектив?
Фото автора (102)      Cтатьи автора (9)      Комментарии (606)
DmitrySV sdv2208 DmitrySV
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-12-14
Откуда: Омск
Добавлено: 04:20, 13 Марта 2009Цитировать
Poselsky писал(а):
Любой снимок теряет качество, в первую очередь резкость. Чем больше вы редактируете, тем больше эти потери...


Меру нужно знать во всем.
Я после трансформаций оставляю несколько вариантов. А потом (лучше на следущий день) ,после незамыленного взгляда, правильный сам занимает свое место.
Фото автора (62)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (633)
Vitaly Avakyan avak Vitaly Avakyan
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-08-08
Откуда: Moscow
Добавлено: 01:57, 16 Марта 2009Цитировать
Цитата:
Меру нужно знать во всем.


Мысль правильная. В заключение хочу высказать два замечания по поводу комментариев к статье. 1. Править или не править перспективные искажения - дело вкуса и требования автора к своим фотографиям. Поэтому статья была озаглавлена: "Как я снимаю архитектуру", а не "Как надо снимать архитектуру". Моя позиция выработалась как результат чтения чешского журнала "Фотография" 60-х гг., который был посвящен, главным образом, вопросам эстетики фотографии. 2. Когда вы снимаете реальный объект, то высказанное кем-то правило, что расстояние до объекта съемки должно быть ... столько-то по отношению к его высоте, не работает. Т.к. в стесненных условиях европейских городов применить его попросту невозможно. А я считаю, что исправленный снимок всегда лучше для памяти (да и для показа), чем неисправленный или вообще неснятый, потому что, видите ли, не соответствует "правилу" высот. В этом случае широкоугольник - лучший выбор, например, Pentax 16-50, f/2.8, который в моей недавней поездке в Италию показал себя с самой лучшей стороны, благодаря отличной резкости даже при полностью открытом отверстии. На этом тему считаю законченной.
Фото автора (176)      Cтатьи автора (3)      Комментарии (184)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Как я снимаю архитектуру
© 2007-2010 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!