Причём, уже с правильно наведенной резкостью и нужной глубиной… и внимание зрителя сосредоточено именно на смысловом центре композиции, а не где попало.
Такое лирическое отступление я сделал специально, так как дальше речь пойдёт именно о способах манипуляции глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).
Все знают, что такое глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), от чего она зависит и как ею управлять?
Напомню в общих чертах: чем больше относительное отверстие объектива, тем меньше толщина той плоскости, предметы в которой окажутся резкими, и наоборот. Большинство любительских камер и объективов, установленных на зеркалках, позволяют в широких пределах управлять ГРИП, но при этом положение этой плоскости всегда перпендикулярно оптической оси объектива.
Такое лирическое отступление я сделал специально, так как дальше речь пойдёт именно о способах манипуляции глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).
Все знают, что такое глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), от чего она зависит и как ею управлять?
Напомню в общих чертах: чем больше относительное отверстие объектива, тем меньше толщина той плоскости, предметы в которой окажутся резкими, и наоборот. Большинство любительских камер и объективов, установленных на зеркалках, позволяют в широких пределах управлять ГРИП, но при этом положение этой плоскости всегда перпендикулярно оптической оси объектива.
Фото 1 |
А теперь представьте, насколько расширится арсенал творческих приёмов, появись у вас возможность управлять не только глубиной резкости, но и наклонять её в произвольном направлении относительно оптической оси?! Фантастика? Отнюдь! Мне известно несколько объективов для обычных зеркальных камер, которые позволяют производить подобные манипуляции, но диапазон их возможностей часто не достаточен для задач, возникающих в повседневной работе рекламной студии. Поэтому я работаю камерой, которая на профессиональном жаргоне называется «кардан». Надеюсь, понятно почему.
В каких случаях возникает такая потребность? Возьму для примера две крайних ситуации.
Рис.1 |
Первая. Снимаем плоскость, и необходимо, чтобы вся она от самого ближнего до самого дальнего края оказалась в резкости. Этого можно достичь, наклонив объективную и кассетную доски камеры так, чтобы линии, проходящие через них и плоскость съёмки, пересеклись в одной точке.
Вторая ситуация противоположна первой. Мне надо чтобы резко получилась одна деталь композиции, а по съёмочным условиям не могу раскрыть диафрагму достаточно широко – разворачиваю доски в противоположном направлении и получаю нужный результат.
Кроме фокусов с плоскостью ГРИП, подобная техника позволяет в широких пределах управлять перспективой. Например, ещё на этапе съемки устранять завалы вертикалей при съёмке архитектуры, интерьеров и вообще любых предметов посредством параллельных подвижек досок камеры. Учитывая, что самые «маленькие» камеры такого типа имеют формат 6х9 см, а оптика к ним очень высокого качества, данный класс аппаратуры превращается в самый «гибкий» фотографический инструмент в прямом и переносном смысле! Правда, репортаж снимать очень неудобно – ни тебе автофокуса, ни экспозиционной автоматики.
Раньше при работе такими камерами я снимал на слайд от 4.5х6 см до 10х12,5 см, а теперь использую цифровой задник.
И несколько примеров с комментариями:
Раньше при работе такими камерами я снимал на слайд от 4.5х6 см до 10х12,5 см, а теперь использую цифровой задник.
И несколько примеров с комментариями:
Фото 2 | Фрагмент фото 2 |
Здесь уклоны минимальны и диафрагма довольно сильно прикрыта 1/16-22, так как изначально планировалось большое увеличение. Размер исходного кадра 5412х7216.
Не смотря на это, на 100% фрагменте заметно размытие предметов, которые оказались вне фокуса.
Не смотря на это, на 100% фрагменте заметно размытие предметов, которые оказались вне фокуса.
Фото 3 | Увеличенные фрагменты фото 3 |
Этот снимок подтверждает ситуацию описанную выше (См. рис. 1). Причем, диафрагма довольно широко раскрыта, что позволило получить минимальную глубину резкости.
Фото 4 | Фото 5 | Фото 6 |
В этих фото ставилась задача показать достаточно резко все предметы.
Наклоняем вперед объективную доски и прикрываем диафрагму.
Наклоняем вперед объективную доски и прикрываем диафрагму.
Фото 7 | Фото 8 | Фото 9 |
А в этих картинках, чтобы снять с минимальной глубиной резкости, пришлось камеру «изогнуть», как на рис.2.
Фото 10 |
Казалось бы, еще одна картинка на тему рис.2. Но! Объекты расположены по диагонали и, чтобы добиться необходимого, в данном случае, распределения ГРИП, пришлось объективную доску наклонить на камеру (маленькая ГРИП) и повернуть направо, чтобы зона ГРИП прошла через передние края салатников.
Известно выражение: «Фотограф мыслит той оптикой, которая имеется в его распоряжении». Надеюсь, что и мои заметки помогут кому-нибудь более осмысленно подходить к выбору объектива и съемочных параметров в дальнейшей творческой работе. Успехов вам и удач.