Автором заинтересовавшего меня объявления оказался Юрий Белозерский, по профессии художник. Вид ландшафтов с «высоты птичьего полета» привычен ему с детства, так как оно прошло в холмистой местности. Последовавшие затем экспедиции в горы и полеты на парапланах «сильно изменили, сознание, образ мысли. Поэтому внутреннее пространство картины, как следствие, связано с аксонометрией пространства.» Те же фотографии с воздуха, которые приходилось видеть Юрию, обычно художественной ценности не имели, поскольку их авторы рассматривают такие фотографии либо только как технические, либо как фотографии «на память», да и представления о композиции обычно не имеют. В лучшем случае получаются фотографии ботинок на фоне случайного ландшафта.
Наиболее привлекательным в аэрофотосъёмке, с точки зрения Юрия, является некая трансформация объектов визуального пространства в образы, привычно объясняемые нам сознанием (каковыми в свою очередь они не являются), налицо эффект превращения. В этом случае наиболее уместна будет такая аналогия: мы жители двумерного мира, и нам удалось оторваться от своей плоскости и вырваться в трехмерное пространство. Наиболее интересные ракурсы можно увидеть с высоты примерно от 60 до 500 м. На меньших высотах картинка выглядит «балконно», а на больших – теряется детализация. Разглядывая полученные в этом диапазоне высот фотографии, невольно ловишь себя на мысли, что они напоминают макрофотограии. Вот она, общность законов мироздания!
По словам Юрия, наибольший интерес представляют фотографии из разряда «Так не бывает!» Действительно, используя некоторые фотографии, можно легко имитировать высадку на другую планету. Для самого Юрия такие фотографии служат источником вдохновения - никогда не разочаровывают и всегда удивляют. Другим применением такого вида съемки может быть сугубо утилитарное назначение. Например, такой вид оправдан при необходимости отснять небольшие площади, да и цена съемки с воздушного змея по сравнению со съемками с ЛА смехотворна. Это может быть съемка городских объектов, съемка для определения состава растительности в лесу, поиск видов растений, занесенных в красную книгу в заповедниках, полеты над которыми часто запрещены, и т.д.
Наиболее привлекательным в аэрофотосъёмке, с точки зрения Юрия, является некая трансформация объектов визуального пространства в образы, привычно объясняемые нам сознанием (каковыми в свою очередь они не являются), налицо эффект превращения. В этом случае наиболее уместна будет такая аналогия: мы жители двумерного мира, и нам удалось оторваться от своей плоскости и вырваться в трехмерное пространство. Наиболее интересные ракурсы можно увидеть с высоты примерно от 60 до 500 м. На меньших высотах картинка выглядит «балконно», а на больших – теряется детализация. Разглядывая полученные в этом диапазоне высот фотографии, невольно ловишь себя на мысли, что они напоминают макрофотограии. Вот она, общность законов мироздания!
По словам Юрия, наибольший интерес представляют фотографии из разряда «Так не бывает!» Действительно, используя некоторые фотографии, можно легко имитировать высадку на другую планету. Для самого Юрия такие фотографии служат источником вдохновения - никогда не разочаровывают и всегда удивляют. Другим применением такого вида съемки может быть сугубо утилитарное назначение. Например, такой вид оправдан при необходимости отснять небольшие площади, да и цена съемки с воздушного змея по сравнению со съемками с ЛА смехотворна. Это может быть съемка городских объектов, съемка для определения состава растительности в лесу, поиск видов растений, занесенных в красную книгу в заповедниках, полеты над которыми часто запрещены, и т.д.
Для самой съемки Юрий использует воздушный змей. Камера крепится на стропах длиной около 30 м под змеем и защищается полипропиленовыми подушками безопасности. На первый взгляд, все выглядит очень просто: камера включается в режим интервальной съемки, змей запускается в воздух, к нему крепится камера, и процесс пошел. Но к этой простоте путь был долог. Как рассказал мне Юрий, сначала пытались использовать моторные ЛА с дистанционным управлением. Но ограниченный радиус действия ДУ (примерно 300 м) сводит на нет все преимущества такого ЛА. Велик риск случайного выхода ЛА за пределы действия ДУ из-за порыва ветра и, соответственно, его потери. Найти упавший в кустарник или лес малый ЛА практически невозможно. Да и разобьется он со 100% вероятностью. А стоит немало… Поэтому Юрий перешел на съемку с воздушного змея. От дистанционного управления камерой отказались опять же по причине малого радиуса действия ДУ. Остался только один выход – камера с интервальной съемкой. На мой вопрос, как же в этом случае выбирать интересные ракурсы, Юрий ответил, что довольно быстро приобрел необходимый навык.
Итак, для такой съемки нужна камера:
- камера не должна быть тяжелой. Змей может поднять и 30 кг, но в слабый ветер –каждый грамм на счету.
- с режимом интервальной съемки, так как система дистанционного управления камерой имеет ограниченный радиус действия. Приходится делать большое количество снимков, выбирая лучшие.
- камера должна быть герметична, так как возможны падения в воду, а при подъеме на высоту более километра камера охлаждается, и при спуске внутри будет конденсироваться влага.* Да и морозостойкость должна быть хотя бы до -10.
- камера должна быть крепкой, так как приземление может быть жестким
- широкий угол объектива
- высокое разрешение
- питание от батареек АА, так как в полевых условиях сложно заряжать аккумулятор.
Излишне говорить, что наилучшим образом вышеперечисленным требования соответствует W30. Забегая вперед, скажу, что нашлось несколько недостатков, один из которых исправлен в W60.
1. Недостаточно широкий угол – в 35 мм эквиваленте 38 мм, у W60 – 28 мм (зато, судя по описанию, у W60 нет интервальной съемки!).
2. При установке минимального интервала между кадрами (10 сек) камеру практически невозможно вывести из этого режима с помощью штатной процедуры выключения. Это вызвано необходимостью последовательного нажатия 3-х кнопок, а из-за довольно медленной реакции камеры сделать это за 10 сек невозможно. Приходится вынимать аккумулятор.
3. Нет режима ручной настройки экспозиции, а автомат предлагает неприемлемо длинные выдержки, из-за этого многие снимки получились смазанными.
Впрочем, эти недостатки не помешали получить замечательные снимки.
Проблему зарядки аккумуляторов в полевых условиях решили следующим образом: приобрели для камеры второй аккумулятор и зарядное устройство на солнечных батареях. Так как зарядное устройство имеет собственный аккумулятор, от которого и заряжается аккумулятор камеры, то заряжаться можно было хоть ночью. А встроенный аккумулятор ЗУ успевал зарядиться даже при пасмурной погоде.
- камера не должна быть тяжелой. Змей может поднять и 30 кг, но в слабый ветер –каждый грамм на счету.
- с режимом интервальной съемки, так как система дистанционного управления камерой имеет ограниченный радиус действия. Приходится делать большое количество снимков, выбирая лучшие.
- камера должна быть герметична, так как возможны падения в воду, а при подъеме на высоту более километра камера охлаждается, и при спуске внутри будет конденсироваться влага.* Да и морозостойкость должна быть хотя бы до -10.
- камера должна быть крепкой, так как приземление может быть жестким
- широкий угол объектива
- высокое разрешение
- питание от батареек АА, так как в полевых условиях сложно заряжать аккумулятор.
Излишне говорить, что наилучшим образом вышеперечисленным требования соответствует W30. Забегая вперед, скажу, что нашлось несколько недостатков, один из которых исправлен в W60.
1. Недостаточно широкий угол – в 35 мм эквиваленте 38 мм, у W60 – 28 мм (зато, судя по описанию, у W60 нет интервальной съемки!).
2. При установке минимального интервала между кадрами (10 сек) камеру практически невозможно вывести из этого режима с помощью штатной процедуры выключения. Это вызвано необходимостью последовательного нажатия 3-х кнопок, а из-за довольно медленной реакции камеры сделать это за 10 сек невозможно. Приходится вынимать аккумулятор.
3. Нет режима ручной настройки экспозиции, а автомат предлагает неприемлемо длинные выдержки, из-за этого многие снимки получились смазанными.
Впрочем, эти недостатки не помешали получить замечательные снимки.
Проблему зарядки аккумуляторов в полевых условиях решили следующим образом: приобрели для камеры второй аккумулятор и зарядное устройство на солнечных батареях. Так как зарядное устройство имеет собственный аккумулятор, от которого и заряжается аккумулятор камеры, то заряжаться можно было хоть ночью. А встроенный аккумулятор ЗУ успевал зарядиться даже при пасмурной погоде.
Что получилось
Параметры съемки: режим Р, ISO 64, фокусное расстояние в 35 мм эквиваленте 38 мм.
Фотографии и названия - Юрия Белозерского.
Фотографии и названия - Юрия Белозерского.
Фото 1
Наш человек перед лицом Кого-то большего
|
Фото 2
Наш планетянин и двумерный комар
|
Фото 3
Граница понятного и необъяснимого
|
Итак, серия W еще раз доказала свою нужность и полезность. Тем более непонятно, почему из новинки W60 исчезла функция интервальной съемки. Ведь сейчас эта функция становится все более и более востребованной. Только сейчас, в эпоху цифрового фото, стало возможной создание своей собственной анимации без фантастических затрат. Я слышал мнение, что такая анимация чуть ли не новый вид искусства. Надеюсь, что в дальнейшем досадное отсутствие интервальной съемки будет исправлено.
Выражаю благодарность за предоставленный материал автору и исполнителям идеи аэрофотсъемки с воздушного змея (а теперь и любителям Пентакса) Юрию Белозерскому и Наталии Курсаковой.
Выражаю благодарность за предоставленный материал автору и исполнителям идеи аэрофотсъемки с воздушного змея (а теперь и любителям Пентакса) Юрию Белозерскому и Наталии Курсаковой.
Таблица изменения давления и температуры воздуха в зависимости от высоты |
*Примечание:
Из таблицы видно, что давление воздуха падает с высотой и герметичность камеры может сыграть злую шутку – внутренне давление камеры не меняется и может испортить уплотнители. Именно поэтому боксы для подводной съемки рекомендуется перевозить на самолете в открытом состоянии. Но в W30 внутренние объемы воздуха настолько малы, что этим явлением можно пренебречь.
Из таблицы видно, что давление воздуха падает с высотой и герметичность камеры может сыграть злую шутку – внутренне давление камеры не меняется и может испортить уплотнители. Именно поэтому боксы для подводной съемки рекомендуется перевозить на самолете в открытом состоянии. Но в W30 внутренние объемы воздуха настолько малы, что этим явлением можно пренебречь.