
Оговорюсь сразу – данная статья не претендует на профессиональное руководство к получению подобных изображений. Я знаю, что найдётся много людей, которые скажут, что результат получился неудовлетворительным, так как нужно было использовать специальную панорамную штативную голову, а все манипуляции кропотливо производить в программе Adobe Photoshop. В моём случае все кадры были получены без использования штатива, склейка 3-х кадров в один HDR велась в программе Photomatix. Я остался очень доволен результатами и хотел бы поделиться своим опытом создания такой панорамы, а также предостеречь от некоторых ошибок.
Получение фотографий
Для начала необходимо получить исходный материал. В этот день мы поднялись на гору Dent de Jaman (высота 1875 м., Швейцария, недалеко от города Montreux, http://en.wikipedia.org/wiki/Dent_de_Jaman). В качестве оборудования у меня с собой была камера Pentax K10D и объектив Tamron 17-50/2.8. К сожалению, штатив в тот день остался дома.
Мы поднялись на гору вечером, около 18:30. С горы открывался потрясающий вид на заходящее над озером солнце. Мне захотелось сфотографировать панораму, но перепад яркости в кадре был очень велик, поэтому я решил каждый кадр фотографировать 3 раза с эксповилкой +/- 1 ступень и потом сшивать его в HDR-изображение. Следующие пункты очень важны для получения правильных «заготовок», не забудьте про них. Необходимо:
1. Установить минимальную чувствительность (в моём случае – ISO 100);
2. Установить баланс белого вручную (или по какой-то из предустановок, главное – не автомат!). Лучше всего, конечно, переключиться в формат RAW (основные преимущества – сможете подправить экспозицию и баланс белого;
3. Сделать экспозамер по самому важному кадру. Желательно для этого в кадре померить яркость нескольких участков в режиме точечного замера, затем усреднить показания;
4. Зафиксировать экспопару, лучше – переключившись в режим «М».
1. Установить минимальную чувствительность (в моём случае – ISO 100);
2. Установить баланс белого вручную (или по какой-то из предустановок, главное – не автомат!). Лучше всего, конечно, переключиться в формат RAW (основные преимущества – сможете подправить экспозицию и баланс белого;
3. Сделать экспозамер по самому важному кадру. Желательно для этого в кадре померить яркость нескольких участков в режиме точечного замера, затем усреднить показания;
4. Зафиксировать экспопару, лучше – переключившись в режим «М».
Дальнейшие указания содержат скорее рекомендательный характер, хотя, я настоятельно советую их придерживаться:
1. Используйте нормальное фокусное расстояние объектива – ЭФР 50 мм. Можно ставить и более широкоугольную оптику, но не стоит особенно с ней усердствовать – она даёт бОльшие искажения.
2. Поставьте камеру вертикально на штатив, предварительно настроив штатив так, чтобы плоскость вращения его головы была горизонтальна. В данном случае я пренебрёг этими правилами – снимки были горизонтальные, а камера не была установлена на штатив, только потом я понял, что это неправильно.
3. Установите камеру в режим брекетинга - +/-1 или +/- 2 ступени.
1. Используйте нормальное фокусное расстояние объектива – ЭФР 50 мм. Можно ставить и более широкоугольную оптику, но не стоит особенно с ней усердствовать – она даёт бОльшие искажения.
2. Поставьте камеру вертикально на штатив, предварительно настроив штатив так, чтобы плоскость вращения его головы была горизонтальна. В данном случае я пренебрёг этими правилами – снимки были горизонтальные, а камера не была установлена на штатив, только потом я понял, что это неправильно.
3. Установите камеру в режим брекетинга - +/-1 или +/- 2 ступени.
Теперь сделайте необходимое число кадров (не забывайте, что каждый должен быть снят по 3 раза – с нормальной экспозицией, с передержкой и недодержкой). Кадры должны достаточно сильно накладываться друг на друга (желательно на 20-30% с каждой стороны). У меня получилось 27 кадров (9*3).
Вот пример фотографий, которые мы получили (6 из 27):
Вот пример фотографий, которые мы получили (6 из 27):
На этих изображениях хорошо видны пылинки на матрице. Если есть возможность, уберите их заранее (однако, если Вы обрабатываете каждую фотографию на компьютере, как в данном случае, это не создаёт особенных проблем).
Обработка изображений
Когда заготовки для панорамы будут готовы, а Вы вернётесь домой, отдохнёте и решите превратить их в готовый продукт. Теперь необходимо решить, какую из двух последовательностей действий выбрать:
1. Склеить 3 различных панорамы из 9 изображений – с нормальной экспозицией, с передержкой и недодержкой, затем сшить из них одну HDR-панораму.
2. Склеить каждые 3 изображения в HDR и затем из них собрать панораму.
Наверное, если совершать все действия в программе Photoshop, то не важно, какой из способов Вы выберете (по некоторым соображениям первый предпочтительнее). Однако, при использовании программ Autopano Pro и Photomatix необходимо выбирать второй путь (почему – Вы узнаете позже, хотя, я пробовал и тот, и другой).
1. Склеить 3 различных панорамы из 9 изображений – с нормальной экспозицией, с передержкой и недодержкой, затем сшить из них одну HDR-панораму.
2. Склеить каждые 3 изображения в HDR и затем из них собрать панораму.
Наверное, если совершать все действия в программе Photoshop, то не важно, какой из способов Вы выберете (по некоторым соображениям первый предпочтительнее). Однако, при использовании программ Autopano Pro и Photomatix необходимо выбирать второй путь (почему – Вы узнаете позже, хотя, я пробовал и тот, и другой).
Работа в программе Photomatix была описана в интернете достаточно подробно, остановлюсь лишь на ключевых моментах. Необходимо переписать все изображения для обработки в отдельную папку, запустить программу, выбрать меню Automate -> Batch processing, в левом верхнем меню оставить только галочку Generate HDR images, выбрать папку-источник и нажать кнопку Run. По завершении работы программы Вы получите набор изображений с расширением *.hdr в папке Photomatix results.
Затем загружаем полученные HDR-изображения в программу Autopano Pro и создаём из них панораму со стандартными настройками (работа с этой программой настолько проста и удобна, что я считаю нецелесообразным описывать подробно этот процесс; единственное – приготовьтесь к тому, что генерация (rendering) панорамы из 9 изображений HDR занимает длительное время). Сохраняем панораму в том же формате *.hdr, открываем её в Photomatix и проводим Tone mapping по вкусу.
После сохранения полученного файла (лучше в формате *.tif) можно открыть его в Photoshop, замазать следы пыли, подкорректировать уровни и цвета.
Я получил панораму размером 20233*2475 пикселей. Конечно, для печати или для отображения на мониторе её лучше обрезать под формат 1:3.
Я получил панораму размером 20233*2475 пикселей. Конечно, для печати или для отображения на мониторе её лучше обрезать под формат 1:3.
Процесс, описанный мной в данной статье, повторить несложно, надеюсь, что результаты приятно Вас удивят!
При перепечатке активная ссылка на http://photo-rent.ru обязательна!
При перепечатке активная ссылка на http://photo-rent.ru обязательна!