Почему то, в последнее время мало кто смотрит на мир глазами пятилетнего ребенка, которому врятли пришло бы в голову сказать, что он «фотограф». Спросите у ребенка: «Ты кто»? Он, скорее всего, ответит либо: «Человек», либо «Вася, Петя, Маша». В детстве мы все были первооткрывателями мира. Мы узнавали, что есть хорошо, а что есть плохо, и что бывает так, что сразу не понятно плохо это или хорошо. Со временем общество приучило нас представляться по фамилии. Ребенок во дворе научился отвечать соседям я Ваня из пятой квартиры. Со временем мы научились представляться так, что бы нашему собеседнику было удобнее вести разговор с нами. Это Серега – режиссер, или Серег, вот познакомься с Катей, она фотограф. И как-то сразу становится обидно, как будто за этими «ярлыками» остается скрытым все то, что на самом деле хранится внутри. Хочется сразу закричать: «А я еще кино снимать умею, и музыку пишу, и вообще я мечтал в детстве самолеты конструировать…»!!!
Хочу сразу оговориться, что я не пишу эту статью в качестве учебного пособия, или литературного произведения. Это просто мой личный взгляд со стороны. Я много чем занимался в жизни. Занимался, это значит искренне верил, что это станет моим занятием «по жизни». В детстве (до первого курса университета) я думал, что стану музыкантом. Я даже закончил джазовый колледж по классу клавишные. Именно тогда мой учитель, на одном из занятий сказал замечательную вещь: «…сегодня отложите инструменты, пойдемте, я покажу вам видео с концерта John Coltrane’а…». Это был важный день, так как в этом видео наш учитель показал нам то, что, не важно как профессионально ты дуешь в трубу, зажимаешь клаксоны или струны. Важно то, зачем ты это делаешь. Несомненно, профессионализм необходим, но не главенствует.
Поступив в университет на режиссерский, я лишний раз убедился в этой истине. Мастера сцены и режиссуры, (что далеко ходить, возьмем Станиславского) всегда подтверждали мысль, о том, что, оказавшись на сцене, первое, что вспоминает актер, это цель с которой он вышел из-за кулис. Нельзя выйти, что бы принести на стол чашку с молоком. Ты выходишь с этой чашкой с молоком, и ты выносишь вместе с ней свой сорокапятилетний возраст, свой опыт счастливого (или нечастного) брака, ты выносишь маленькую девочку с игрушечным ведерком, которая хранится в твоей памяти о детстве, ты выносишь свое отношение . Ты выносишь всего себя.
Точно так же нельзя выйти «пустым» к зрителю в любом виде искусства. Фотография – это сцена, и с этой сцены Вам придется говорить. Если сказать нечего, то зачем выходить? Вспомните великих художников, музыкантов, актеров, чем они запомнились? Нет не техникой исполнения, а живой идеей, выраженной в хорошей (подчеркиваю не обязательно виртуозной) технике.
Многие художники борются против использования графических редакторов. Вопрос – зачем? Искусство – это выражение мысли, а не техники. Графический редактор, это такой же инструмент как фильтр, вспышка и т.п., он лишь помогает выразить то, что придумано. Любой «художник», это в первую очередь философ, и его цель, это познание бытия. Не стоит забывать, что мысль заключена в нашем мозгу, а не в руках. Иначе «художник» превратится в спортсмена.
Искусство не обособленно. Виды искусства переплетаются и законы везде едины. Не бывает «художника», которому нечего сказать людям. Стать ремесленником не сложно, для этого необходимо овладеть навыком. Стать «художником» может тот, кто в своей душе хранит огромный мир и ему лишь требуется научить этот мир общению с миром человеческим. Художником становится тот, у кого есть позиция в жизни. Не бывает инфантильного искусства. Создавая произведение (в любой отрасли, будь то музыка видео, фото, живопись и т.д.) Вы получаете ответственность за свое произведение. Что бы создавать, нужна смелость. Смелость заставить голову думать.
Есть приемы, которые помогают нам овладеть профессионализмом. Одним из универсальных, на мой взгляд, приемов в искусстве в целом и в фотографии в частности является прием ответа на три вопроса. Тема – о чем? Идея – что? Проблема – в чем конфликт? Ключевым всегда остается вопрос конфликта. Конфликт может быть сюжетным, цветовым, световым, композиционным, каким угодно, важно, что бы он был. Без конфликта, говоря метафорой, «нет состава преступления».
Эти приемы позволяют нам сделать работу стройной. Но приемами не получить таланта. Существуют эмоции и чувства. Эмоции удел дилетанта, чувства удел таланта. Запечатлеть красоту заката, это эмоции, а вот запечатлеть бренность красоты заката (на фоне рыболовных снастей забытых в деревянной лодке) или жизненную силу красоты восходящего солнца (усиленную танцем фламинго), это чувства. Велико искушение, увидев красивое место поставить фотоаппарат и сфотографировать «то, что вижу», намного сложнее наблюдать и увидеть детали в этой красоте, детали, которыми мир с нами «разговаривает».
Художники спорят меж собой о профессионализме и считают что тот сильнее, кто качественнее сделал работу. Меня всегда это удивляло, и я наталкивался на размышления о лукавстве «уважаемых мэтров». Прожив долгую жизнь человеку хочется уважения за собственный труд и знания. Ему тяжело признать силу жизни, способной легким движением свести на нет уважение Страдивари, создав Моцарта. Но ведь сила искусства не в уважении. Сила искусства в самом искусстве, в самой жизни. Есть очень правильное высказывание классика: «…любить нужно не себя в искусстве, а искусство в себе…».
Хочу сразу оговориться, что я не пишу эту статью в качестве учебного пособия, или литературного произведения. Это просто мой личный взгляд со стороны. Я много чем занимался в жизни. Занимался, это значит искренне верил, что это станет моим занятием «по жизни». В детстве (до первого курса университета) я думал, что стану музыкантом. Я даже закончил джазовый колледж по классу клавишные. Именно тогда мой учитель, на одном из занятий сказал замечательную вещь: «…сегодня отложите инструменты, пойдемте, я покажу вам видео с концерта John Coltrane’а…». Это был важный день, так как в этом видео наш учитель показал нам то, что, не важно как профессионально ты дуешь в трубу, зажимаешь клаксоны или струны. Важно то, зачем ты это делаешь. Несомненно, профессионализм необходим, но не главенствует.
Поступив в университет на режиссерский, я лишний раз убедился в этой истине. Мастера сцены и режиссуры, (что далеко ходить, возьмем Станиславского) всегда подтверждали мысль, о том, что, оказавшись на сцене, первое, что вспоминает актер, это цель с которой он вышел из-за кулис. Нельзя выйти, что бы принести на стол чашку с молоком. Ты выходишь с этой чашкой с молоком, и ты выносишь вместе с ней свой сорокапятилетний возраст, свой опыт счастливого (или нечастного) брака, ты выносишь маленькую девочку с игрушечным ведерком, которая хранится в твоей памяти о детстве, ты выносишь свое отношение . Ты выносишь всего себя.
Точно так же нельзя выйти «пустым» к зрителю в любом виде искусства. Фотография – это сцена, и с этой сцены Вам придется говорить. Если сказать нечего, то зачем выходить? Вспомните великих художников, музыкантов, актеров, чем они запомнились? Нет не техникой исполнения, а живой идеей, выраженной в хорошей (подчеркиваю не обязательно виртуозной) технике.
Многие художники борются против использования графических редакторов. Вопрос – зачем? Искусство – это выражение мысли, а не техники. Графический редактор, это такой же инструмент как фильтр, вспышка и т.п., он лишь помогает выразить то, что придумано. Любой «художник», это в первую очередь философ, и его цель, это познание бытия. Не стоит забывать, что мысль заключена в нашем мозгу, а не в руках. Иначе «художник» превратится в спортсмена.
Искусство не обособленно. Виды искусства переплетаются и законы везде едины. Не бывает «художника», которому нечего сказать людям. Стать ремесленником не сложно, для этого необходимо овладеть навыком. Стать «художником» может тот, кто в своей душе хранит огромный мир и ему лишь требуется научить этот мир общению с миром человеческим. Художником становится тот, у кого есть позиция в жизни. Не бывает инфантильного искусства. Создавая произведение (в любой отрасли, будь то музыка видео, фото, живопись и т.д.) Вы получаете ответственность за свое произведение. Что бы создавать, нужна смелость. Смелость заставить голову думать.
Есть приемы, которые помогают нам овладеть профессионализмом. Одним из универсальных, на мой взгляд, приемов в искусстве в целом и в фотографии в частности является прием ответа на три вопроса. Тема – о чем? Идея – что? Проблема – в чем конфликт? Ключевым всегда остается вопрос конфликта. Конфликт может быть сюжетным, цветовым, световым, композиционным, каким угодно, важно, что бы он был. Без конфликта, говоря метафорой, «нет состава преступления».
Эти приемы позволяют нам сделать работу стройной. Но приемами не получить таланта. Существуют эмоции и чувства. Эмоции удел дилетанта, чувства удел таланта. Запечатлеть красоту заката, это эмоции, а вот запечатлеть бренность красоты заката (на фоне рыболовных снастей забытых в деревянной лодке) или жизненную силу красоты восходящего солнца (усиленную танцем фламинго), это чувства. Велико искушение, увидев красивое место поставить фотоаппарат и сфотографировать «то, что вижу», намного сложнее наблюдать и увидеть детали в этой красоте, детали, которыми мир с нами «разговаривает».
Художники спорят меж собой о профессионализме и считают что тот сильнее, кто качественнее сделал работу. Меня всегда это удивляло, и я наталкивался на размышления о лукавстве «уважаемых мэтров». Прожив долгую жизнь человеку хочется уважения за собственный труд и знания. Ему тяжело признать силу жизни, способной легким движением свести на нет уважение Страдивари, создав Моцарта. Но ведь сила искусства не в уважении. Сила искусства в самом искусстве, в самой жизни. Есть очень правильное высказывание классика: «…любить нужно не себя в искусстве, а искусство в себе…».