Как видите, это уже не новинка, объектив производится с 2006-го года и весьма любим многими фотографами. Чем же он примечателен? Давайте разбираться.
Внешность
Внешний вид вполне обычен для серии Pentax DA.
Небольшие габариты, заметная издалека фирменная зеленая каёмка, заметное только вблизи отсутствие кольца установки диафрагмы, удобное прорезиненное кольцо зуммирования.
Несколько нетипично смотрится лишь металлизированный ободок с маркировкой объектива, притаившийся прямо под кольцом фокусировки.
Однако стоит только снять металлическую крышечку, как на свет появится
забавно-миниатюрная бленда (кстати, несъемная) и непривычно-выпуклая передняя линза, увидев которую сразу понимаешь - перед нами широкоугольник.
Небольшие габариты, заметная издалека фирменная зеленая каёмка, заметное только вблизи отсутствие кольца установки диафрагмы, удобное прорезиненное кольцо зуммирования.
Несколько нетипично смотрится лишь металлизированный ободок с маркировкой объектива, притаившийся прямо под кольцом фокусировки.
Однако стоит только снять металлическую крышечку, как на свет появится
забавно-миниатюрная бленда (кстати, несъемная) и непривычно-выпуклая передняя линза, увидев которую сразу понимаешь - перед нами широкоугольник.
Объектив представляет собой диагональный зум-фишай с фокусным расстоянием от 10 до 17мм, с углом зрения 180-100 градусов соответственно.
Pentax Fish Eye DA 10-17мм разработан для использования с цифровыми зеркальными камерами APC-C формата.
Pentax Fish Eye DA 10-17мм разработан для использования с цифровыми зеркальными камерами APC-C формата.
История вопроса
Объективы системы рыбий глаз (Fish eye) или в вольной транслитерации - фишаи - это сверхширокоугольные объективы с углом зрения близким к 180 градусам.
Как правило, эти объективы имеют хорошо заметную отрицательную дисторсию (бочкообразное искажение), которая и является своеобразной визитной карточкой фишаев, позволяя нам отделить их от других широкоугольников.
Фишаи бывают:
Циркулярные или круговые
Характерны тем, что на полученом кадре изображение занимает не всю его площадь, а лишь вписанный круг. Такой объектив имеет угол зрения 180° в любом направлении.
Примеры:
SIGMA AF 8 mm f/3.5 EX DG FISH-EYE
МС Пеленг 8 мм 1:3.5
Диагональные
На полученном кадре 180-тиградусный угол зрения соответствует лишь диагоналям кадра, зато изображение занимает 100% кадра. Другими словами полный круг, который дает циркулярный тип, этот объектив не изображает в кадре. В данном случае наоборот: кадр вписывается в круговое изображение.
Примеры:
Canon EF 15 mm F/2.8 Fish-eye,
МС Зенитар-М 16мм f/2.8
С кругом изображения более 180° — обычно имеют также круглое изображение и угол зрения может достигать 220°.
Если последний пункт - это, скорее, экзотика, то первые два - вполне применимы в реальной жизни и позволяют получать очень интересные эффекты.
Как правило, эти объективы имеют хорошо заметную отрицательную дисторсию (бочкообразное искажение), которая и является своеобразной визитной карточкой фишаев, позволяя нам отделить их от других широкоугольников.
Фишаи бывают:
Циркулярные или круговые
Характерны тем, что на полученом кадре изображение занимает не всю его площадь, а лишь вписанный круг. Такой объектив имеет угол зрения 180° в любом направлении.
Примеры:
SIGMA AF 8 mm f/3.5 EX DG FISH-EYE
МС Пеленг 8 мм 1:3.5
Диагональные
На полученном кадре 180-тиградусный угол зрения соответствует лишь диагоналям кадра, зато изображение занимает 100% кадра. Другими словами полный круг, который дает циркулярный тип, этот объектив не изображает в кадре. В данном случае наоборот: кадр вписывается в круговое изображение.
Примеры:
Canon EF 15 mm F/2.8 Fish-eye,
МС Зенитар-М 16мм f/2.8
С кругом изображения более 180° — обычно имеют также круглое изображение и угол зрения может достигать 220°.
Если последний пункт - это, скорее, экзотика, то первые два - вполне применимы в реальной жизни и позволяют получать очень интересные эффекты.
В работе
SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF)
17 мм
f/16 Модель - Ксения Пономарева. Визаж - Наталья Никитина. |
Итак, разобравшись с терминологией, можем смело приступать к съемке.
В работе объектив показал себя как весьма быстрый в фокусировке, чему немало способствует небольшой ход фокусировочного кольца и внушительная глубина резкости.
Более того, объектив уверенно фокусируется на объекты, отстоящие от передней линзы всего на 3 сантиметра, позволяя получать весьма интересные эффекты.
Весьма понравилось наличие фирменного механизма оперативного переключения режимов фокусировки AF/MF, благодаря которому нет необходимости переключать камеру в режим ручной фокусировки, достаточно просто коснуться рукой фокусировочного кольца.
Справедливости ради, должен добавить, что воспользоваться этим режимом мне так и не пришлось - автоматическая фокусировка отрабатывала исключительно быстро и точно.
Несколько неприятен тот факт, что использование светофильтров практически невозможно. Из-за сверхширокого угла нет возможности использовать фильтры перед передней линзой, а крепление для фильтров в другом месте (скажем, перед задней линзой) не предусмотрено конструкцией.
В работе объектив показал себя как весьма быстрый в фокусировке, чему немало способствует небольшой ход фокусировочного кольца и внушительная глубина резкости.
Более того, объектив уверенно фокусируется на объекты, отстоящие от передней линзы всего на 3 сантиметра, позволяя получать весьма интересные эффекты.
Весьма понравилось наличие фирменного механизма оперативного переключения режимов фокусировки AF/MF, благодаря которому нет необходимости переключать камеру в режим ручной фокусировки, достаточно просто коснуться рукой фокусировочного кольца.
Справедливости ради, должен добавить, что воспользоваться этим режимом мне так и не пришлось - автоматическая фокусировка отрабатывала исключительно быстро и точно.
Несколько неприятен тот факт, что использование светофильтров практически невозможно. Из-за сверхширокого угла нет возможности использовать фильтры перед передней линзой, а крепление для фильтров в другом месте (скажем, перед задней линзой) не предусмотрено конструкцией.
Как правило, фишай, как и прочие широкоугольники, применяют для пейзажа (особенно городского) и жанровой съемки. Безусловно, благодаря большой глубине резкости и малой минимальной дистанции фокусировки фишаи позволяют с успехом осуществлять задуманное, при том добавляя вашим работам выразительности за счет специфических искажений. Или не добавляя...Тут уж все зависит от фотографа.
Но пространство применения SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF) вовсе не ограничивается указанными рамками. Этот объектив может быть использован в очень широком диапазоне съемок - от интерьерной до, например, портрета.
На фото выше - сверхширокоугольник от Pentax позволил мне, построить кадр таким образом, чтобы поймать одновременно и модель и её отражение в каменном полу, а искажения, (которые, к слову, минимальны на 17 мм) помогли создать дополнительный объем.
Несмотря на то, что интерьерная съемка, как правило, требует предельно точной фиксации реальности, очень часто заказчиком выбирались кадры сделанные именно фишаем, а не обычным широкоугольником.
Но пространство применения SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF) вовсе не ограничивается указанными рамками. Этот объектив может быть использован в очень широком диапазоне съемок - от интерьерной до, например, портрета.
На фото выше - сверхширокоугольник от Pentax позволил мне, построить кадр таким образом, чтобы поймать одновременно и модель и её отражение в каменном полу, а искажения, (которые, к слову, минимальны на 17 мм) помогли создать дополнительный объем.
Несмотря на то, что интерьерная съемка, как правило, требует предельно точной фиксации реальности, очень часто заказчиком выбирались кадры сделанные именно фишаем, а не обычным широкоугольником.
Ещё немного картинок
SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF)
10 мм.
f/8 Полный файл. ~5 Мб. |
SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF)
17 мм.
f/8 Полный файл. ~5 Мб. |
Для сравнения привожу два изображения на 10 и на 17 мм соответственно.
Изображения не корректировались.
Прошу обратить внимание на равномерность разрешающей способности по полю кадра, а также на почти полное отсутствие виньетирования.
Также не могу не отметить очень неплохую бликозащищенность - в кадре источник света - солнце над кромкой крыши.
Кстати, при установке объектива на полнокадровую зеркальную камеру, он вполне адекватно продолжает выполнять свои функции, однако в положении 10 мм становятся отчетливо видны лепестки встроенной бленды, а на 17 мм мы имеем несильное виньетирование.
Изображения не корректировались.
Прошу обратить внимание на равномерность разрешающей способности по полю кадра, а также на почти полное отсутствие виньетирования.
Также не могу не отметить очень неплохую бликозащищенность - в кадре источник света - солнце над кромкой крыши.
Кстати, при установке объектива на полнокадровую зеркальную камеру, он вполне адекватно продолжает выполнять свои функции, однако в положении 10 мм становятся отчетливо видны лепестки встроенной бленды, а на 17 мм мы имеем несильное виньетирование.
И в заключение
Пейзаж
f/8
Расстояние до цветка - 5 см. |
Без малейшей натяжки могу сказать, что объектив понравился.
Понравились четкость, хорошее разрешение, высокая оперативность работы.
Очень своеобразный, необычный, интересно передающий перспективу, SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF) будет помогать вам и в тесном помещении, и на ромашковом поле, и в студии, и на природе.
Понравились четкость, хорошее разрешение, высокая оперативность работы.
Очень своеобразный, необычный, интересно передающий перспективу, SMC Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF) будет помогать вам и в тесном помещении, и на ромашковом поле, и в студии, и на природе.