Лаборатория
Юрий Молодковец: все, что я знаю о фотографии, можно рассказать за три часа
Автор:

Юрий Молодковец: все, что я знаю о фотографии, можно рассказать за три часа

3 Октября 2007 Версия для печати
Юрий Молодковец: все, что я знаю о фотографии, можно рассказать за три часа
Юрий Молодковец признается, что на протяжении многих лет делает то, что ему нравится, и думать не думает о карьере. Но поскольку нравятся ему хорошие фотографии, у карьеры не осталось выбора - и она получилась сама. Во всяком случае, беглое описание «Юрий Молодковец – известный петербургский и эрмитажный фотограф» стало стереотипом для множества печатных и электронных СМИ.

Что нужно сделать, чтобы в один прекрасный день вас обозвали таким образом? Возможно, имеет смысл, как Молодковец, стать автором фотографий к более чем 100 каталогам и альбомам, посвященным собраниям и коллекциям Эрмитажа и книгам по истории и архитектуре Петербурга. Реализовать несколько собственных интереснейших фотопроектов. Выставить их в Эрмитаже, Москве и Лондоне. Регулярно фотографировать для журналов и газет, среди которых "Аргументы и факты", "Московские новости", "Elle", "Hello", "Rossika", "Cosmopolitan", “El Paris", "Hermitage", "Интерьер+Дизайн", "Антиквариат", "Собака", "Пинакотека", "ВещьДок", "Под ключ", "Талеон", "Адреса Петербурга", "Штаб квартира", "Загородный дом". Стать преподавателем курса "Фотоискусство" в СПб Государственном университете технологии и дизайна. Наконец, войти в Союз дизайнеров и Союз художников России.

За всеми этими делами не забывайте делать отличные снимки. И все у вас получится. Ну, разве что с работой в Самом Эрмитаже должно очень сильно повезти!
- Как попасть на работу в Эрмитаж?
- У меня все вышло само собой. Примерно 15 лет назад позвали работать в эрмитажное издательство, а оттуда - в музейную фотолабораторию. Привыкнуть к этому невозможно: сам до сих пор удивляюсь, что адрес работы - Зимний дворец.
В фотолаборатории Эрмитажа
- А зачем, кстати, музею фотолаборатория?
- Любой музей - и Эрмитаж, естественно, тоже - выполняет три функции: хранит, изучает, показывает. Мы в фотолаборатории делаем фотографии экспонатов для выставочных каталогов, научных сборников, фиксируем процессы реставрации. Очень востребованы в имиджевых целях виды музея и портреты людей, которые там работают. В широком смысле, мы визуально документируем коллекции музея и его жизнь.
Есть свои привилегии у работников фотолаборатории. Почти никто из сотрудников (а тем более, посетителей) Эрмитажа не может позволить себе роскошь перетрогать все, что в нем выставляется. А через руки всего девяти сотрудников фотолаборатории ежедневно проходят то русский императорский фарфор, то полотна Ван Гога, а то и вообще - египетский жрец "Андрюша" из захоронения Пазырык.

- Могу поспорить, что ежедневная съемка экспонатов Эрмитажа не проходит для вас бесследно...
- Цель музейной фотосъёмки - передать руку Мастера, сделавшего вещь, отобразить специфику материала, точно передать его форму, цвет, объем.
Результатом ежедневного фотографирования эрмитажных шедевров стала своего рода насмотренность, которая подсказывает, как сделать фотографию лучше. Иногда я замечаю, что постановка композиции берется из картин. Читаются ли потом на снимке эти отсылки к конкретным картинам, я не знаю - я их сам, кажется, не всегда считываю. А еще постоянный контакт с высоким искусством никогда не допустит заблуждений фотографа относительно собственной значимости. Несмотря на внешний аскетизм такой деятельности для фотографа, там же - в Эрмитаже - постоянно приходят идеи для собственных работ. Как водится, совершенно случайно.
Проект "Новый Эрмитаж"
- Что за идеи родились в музее, например?
- Как-то раз потребовалась интерьерная съемка Николаевской лестницы, мимо которой я ходил довольно редко. Там шла реставрация, и статуи, украшавшие лестницу, были от греха подальше упрятаны под пленку. Мрамор и полиэтилен стал темой серии работ - сначала она выставлялась в Москве, затем в Лодноне, а в конце концов, и в самом Эрмитаже. Проект "Новый Эрмитаж" получился вот каким: огромного формата слайды были развешены на чердаке Зимнего дворца и подсвечены ультрафиолетом. Авторами экспозиции выступили мои друзья из архитектурного бюро "Витрувий и сыновья", а музыку к выставке написал Женя Федоров из группы Tequilajazz. Никакого бюджета у нас не было - зато имел место невиданный общий энтузиазм. Вобщем, вот что вышло из истории одной реставрации.
Из серии "Эрмитаж: уединение"
- Насколько сложно развернуть солидный государственный музей к себе лицом - в плане организации событий?
- На самом деле, не так сложно, как может показаться. С предложением создать "Новый Эрмитаж" на чердаке музей обратился ко мне сам. А в серии "Эрмитаж: уединение" Михаил Пиотровский без проблем помог организовать съемочный процесс. Кстати, мысль о фотосъемке ночного Эрмитажа также пришла совершенно неожиданно. Я возвращался поздно вечером с работы вдоль музейных залов и понял, что Эрмитаж без посетителей и света - зрелище, доступное далеко не каждому.
- Вы уже успели почувствовать разницу между Петербургом и Лондоном. Как там воспринимают ваши фотографии?
- Пока было только 2 выставки в Лондоне, в музее Соммерсет-Хауз (его нередко сравнивают с Эрмитажем: оба здания построены в стиле барокко в центре имперских столиц на берегу рек, оба хранят в своих стенах произведения искусства). В 2003 году там была презентация альбома и выставка "Петербург. Перспективы". Там были засняты стены питерских домов, что называется, аутентичные - с облупившейся штукатуркой и тд. Надо было успеть до трехсотлетия и связанных с ним косметических мер. Ну а сравнительно недавно в Англию ездила выставка "Новый Эрмитаж". Разница в восприятии фотографий зрителями - ощущается сильно. Британцы смотрят работы внимательно, молча, и активно покупают фотографии, потому как выставки обычно организуются в высоких благотворительных целях.

- Ваша преподавательская деятельность - она тоже имеет перед собой высокую цель?
- Слухи о широте этой самой деятельности сильно преувеличены. Я четвертый год читаю курс "Фотоискусство" в СПб Государственном университете Технологии и Дизайна, веду трехдневный мастер-класс в школе дизайна ART FUTURA, и один день рассказываю об интерьерной и архитектурной съемке в школе декора Ультрамарин. Причем больше всего мне нравится самый сжатый, однодневный курс, потому что все, что я знаю о фотографии, можно легко уместить в три часа беседы. Уверен, что чем дальше, тем больше это время будет сокращаться.

- Расскажите о своем опыте оценки чужих фотографий? И как оценивать конкурсные работы, если вас приглашают в жюри?
- Оценка, конечно, ужасно субъективная вещь. Все мы люди, которые постоянно находятся в каком-то эмоциональном состоянии, даже будучи преподавателями. Мне остается руководствоваться только собственным вкусом и здравым смыслом. Никаких универсальных правил здесь, к сожалению, не существует: заявлять, что работа плохая, потому что в композиции нет золотого сечения? Глупости! Можно смело нарушать все законы композиции и выходить при этом победителем.

- Может ли фотограф при этом нарушать общепринятые этические нормы? Чего вы никогда не стали бы снимать?
- Фотограф должен снимать абсолютно все, что вызывает у него интерес и вдохновляет на творческий подвиг. Другой вопрос - должен ли он это показывать? Каждую фотографию волей-неволей мы воспринимаем в контексте времени, пространства, повестки дня. Возможно, снимок будет годами дожидаться нужного времени и места. Но сделать его фотограф, я считаю, должен.

- Не проще ли выложить снимок в интернет и подняться в поисковом рейтинге, не дожидаясь времени и места?
- За время нашей беседы в русскоязычных блогах появилось не меньше тысячи новых фотографий, наверно. Да, каждый может выложить какое угодно фото с комментарием "Смотрите, анализируйте!" И кто-то обязательно посмотрит, проанализирует. Такой технический слив изображений лично мне не нравится. На производство сотен снимков сегодня уходят буквально мгновения, а вот осмыслить, отобрать карточку - совсем не просто. Тоже настоящее искусство.

Записала Мария Галенко

Постскриптум:

В процессе подготовки этого материала появились вот такие светские новости: всемирно известное издательство PHAIDON выпустило путеводитель "Wallpaper City Guide St Petersburg". На его четвертой странице - ликбез "Essential Info" с самой важной информацией. В котором рекомендуются 4 книги о Петербурге:

1) "Медный Всадник" Александра Пушкина,
2) "Петербург.Перспективы" Юрия Молодковца,
3) "Преступления и наказание" Федора Достоевского,
4) "St Petersburg" Колина Эмери и Юрия Молодковца.


...вот такая жестокая статистика! =)

Из серии "Новый Эрмитаж"

Из серии
Из серии
Из серии

Из серии "Эрмитаж: уединение"

Из серии
Из серии
Из серии

Из серии "Русский альбом"

Из серии
Из серии
Из серии
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Персона

Комментарии

Lev Levinson levirene Lev Levinson
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-22
Откуда: Israel
Добавлено: 11:08, 03 Октября 2007Цитировать
Как говорится: "лучше один раз увидеть, чем много раз услышать"!
Фото автора (13)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (24)
Наталья Моисеенкова plasencia Наталья Моисеенкова
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-30
Откуда: Мехико
Добавлено: 11:15, 03 Октября 2007Цитировать
Прекрасная статья, великолепные фотографии.Кстати, я на знала о подобной выставке, но будучи в Париже, в Лувре, хотела снять реставрирующиеся работы - они были именно прикрыты целофаном и выглядели таинственно,но...не успела сделать один снимок, как меня тут же предупредили, что делать этого не стоит.:-)))А ведь какая интересная идея.Конечно, работ такого качества у меня бы не получилось, но приятно сознавать, что идея была аналогичная.
Спасибо, Маша, за знакомство с интереснейшим, на мой взгляд, человеком и его работами.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (1194)
head-81 Татьяна Головина
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-09-24
Откуда: СПб
Добавлено: 11:43, 03 Октября 2007Цитировать
Идея, конечно, очень хороша...
Попробуйте придти на работу с фотоаппаратом, необязательно в музей.
Поснимайте и посмотрите на реакцию начальства и сослуживцев...
А потом, дома посмотрите, что из этого получилось, много ли достойных кадров, годных для вынесения на суд человеческий?
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (7)
Игорь Палагин johndoe Игорь Палагин
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-22
Откуда: С-Петербург
Добавлено: 11:47, 03 Октября 2007Цитировать
Я поражен четкостью мысли и суждений Юрия Молодковцева в ответах на вопросы. Хорошо, когда есть внутренний стержень!
Фото автора (76)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (353)
Валерий Shtraum Валерий
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-10-02
Откуда: Одесса
Добавлено: 12:26, 03 Октября 2007Цитировать
"...Можно смело нарушать все законы композиции и выходить при этом победителем. .."
100%!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (14)
awadim Вадим Анохин
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-31
Откуда: Ростов-на-Дону
Добавлено: 01:02, 03 Октября 2007Цитировать
Даа... В какой-нибудь Кацапетовке Мастеру так конечно развернуться не удалось бы...
Фото автора (53)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (36)
Анна Лю Anka Liu Анна Лю
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-18
Откуда: Москва
Добавлено: 01:58, 03 Октября 2007Цитировать
очень интересный персонаж. Лично мне есть чему у него поучиться. Надо запомнить имечко ;0) Спасибо!
Фото автора (39)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (480)
Владимир Фомин MENrus Владимир Фомин
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-15
Откуда: Петропавловск, Казахстан
Добавлено: 04:27, 03 Октября 2007Цитировать
Интересная личность, прекрасные фотографии. Завидую белой завистью. Понравилась фраза: "...все, что я знаю о фотографии, можно легко уместить в три часа беседы. Уверен, что чем дальше, тем больше это время будет сокращаться." Хотелось бы со временем продвинутся к такому рубежу (хотя бы в какой-то степени).
plasencia писал(а):
но будучи в Париже, в Лувре, хотела снять реставрирующиеся работы
. В Париже не был, а в Златоусте отшили аналогично.
Фото автора (20)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (3)
Olga Bondarouk seagull Olga Bondarouk
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-15
Откуда: Kiev
Добавлено: 02:16, 04 Октября 2007Цитировать
Спасибо за интересное, пусть и заочное, знакомство:)
Интересные необычные работы, хотя, как по мне, то часть скульптур под целлофаном выглядит скорее жутковато или трагично, чем романтично.
Фото автора (69)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (166)
Наталья Моисеенкова plasencia Наталья Моисеенкова
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-30
Откуда: Мехико
Добавлено: 03:58, 04 Октября 2007Цитировать
Оля.а по-моему, там не оценивалось впечатление от этих снимков - мне так вообще этот целлофан напоминает женскую плаценту, в которой рождаются образы.
Каждый снимок может вызвать различную трактовку, он и говорит об этом в оценке работ:"Оценка, конечно, ужасно субъективная вещь. Все мы люди, которые постоянно находятся в каком-то эмоциональном состоянии".
А Вам, Татьяна, хочу сказать, что на работе Вас окружают люди, которые,если их об этом попросить не только обидятся, но еще и будут позировать Вам.
Я неоднократно снимала на работе, открою один Вам секрет - это золотой ключик к сердцу сотрудников и начальства - вам только надо постараться сделать их на снимке красивее, чем они на самом деле или увидить их лучшие качества и отразить это в снимке - причем сделть это не за деньги, а просто потому, что они Вам дали возможность потренироваться снимать.Подарите им фотографии и Вам это вернется добрым расположением тех, кто с Вами рядом на протяжении всего дня.Главное, делать это не навязчиво,с юморцом, с добрыми словами.поверьте - это делает доброжелательным любого человека.Потому что никого на свете человек не любит так сильно, как самого себя.С уважением к автору статьи и ко всем участникам сайта.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (1194)
Valery Tkatchouk Harwey Valery Tkatchouk
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-03-07
Откуда: Moscow
Добавлено: 06:26, 04 Октября 2007Цитировать
Хороший репортаж.
Я бы сказал даже - картинки с обратной стороны луны...
действительно, есть люди, сродни некропатологам, которым дано знать нечто самое сокровенное.
Действительно, сколько ни пробуй сделать снимой музей хоть из Мухосранска, хоть СРб, хоть Парижу... Поганой метлой попрут! А тут штатная еденица того, другого, запретного массам мира вдруг оспустила некие пучки света из тёмного царства своего бизнеса. Как из книг про королей, когда описывается удовольствие допущенных присутствовать при опорожнении владыки...
Но общество живёт такими ожиданиями, и мы довольны данным репортажем, хотя самое мне интересное было убедиться в том что давно чувствовал - говорить о фотографии больше нескольких минут вообще-то незачем. Гораздо интереснее говорить о технике, судьбах, героях и просто о жизни...
Фото автора (7)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (140)
Владимир Нечипоров upsky Владимир Нечипоров
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-07-30
Откуда: Москва
Добавлено: 07:44, 04 Октября 2007Цитировать
А о любви к среднеформатным камерам Pentax я ничего не увидел :)
Фото автора (14)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (23)
Кисло-Молочный Продукт smetana Кисло-Молочный Продукт
Ранг: Супергерой
Зарегистрирован: 2006-10-23
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 10:35, 04 Октября 2007Цитировать
Большое спасибо за отзывы! Приятно несказанно)
Harwey писал(а):
Хороший репортаж

Вообще, интервью это, интервью =)
upsky писал(а):
о любви к среднеформатным камерам Pentax

Окей, рассказываю. Юрий пользуется в работе несколькими камерами разного типа. В плане среднего формата однажды выбрал PENTAX 67 II и с тех пор остается приверженцем бренда. Насколько мне известно, ночной Эрмитаж снят на PENTAX 645N II.
Но когда речь идет о такой красоте, о технике неловко как-то, правда...
Фото автора (0)      Cтатьи автора (34)      Комментарии (82)
AndreyTTL AndreyTTL
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-16
Откуда: Кольский п-ов
Добавлено: 12:10, 04 Октября 2007Цитировать
Что сказать :)
Повезло человеку - работать на такой должности и в таком месте.

Спасибо за интересный материал!
Фото автора (12)      Cтатьи автора (8)      Комментарии (45)
Таратунин Юрий Владиславович PENTAMALER Таратунин Юрий Владиславович
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-01-29
Откуда: г.Тюмень
Добавлено: 03:24, 09 Октября 2007Цитировать
Лепота.а.а...! Отлично написано!
Фото автора (6)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (42)
ViktorN Норватов Виктор Александрович
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-01-25
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 09:09, 11 Октября 2007Цитировать
((Оценка, конечно, ужасно субъективная вещь. Все мы люди, которые постоянно находятся в каком-то эмоциональном состоянии, даже будучи преподавателями. Мне остается руководствоваться только собственным вкусом и здравым смыслом. Никаких универсальных правил здесь, к сожалению, не существует: заявлять, что работа плохая, потому что в композиции нет золотого сечения? Глупости! Можно смело нарушать все законы композиции и выходить при этом победителем. ))

Лукавит, однако, маэстро!
Посмотрите на его фотографии. Там вольно или не вольно, но обсолютно точно прослеживаются приёмы, отточенные мастерами, с неукоснительным следованием законов психологии визуального восприятия.
Другое дело, когда мастерство и талант налицо, то все эти законы весьма органично преломляются в плодах его творчества, не выглядя простым ученическим экзерсисом, не становясь самодавлеющими.
Что касается "трёх часов", так это ещё одно подтверждение таланта, ведь как известно: "краткость - сестра таланта".
А интервью - очень хорошее!
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (40)
whale Шабаев
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-10-12
Откуда: S-Pb
Добавлено: 02:16, 12 Октября 2007Цитировать
Юра, Дмитрия Акульшина помнишь? Спасибо за твою работу.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Юрий Молодковец: все, что я знаю о фотографии, можно рассказать за три часа
© 2007 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!

Web-дизайн и разработка сайта - SASTAsoft