Современная стереофотография в основном «заточена» на съемку более-менее статичных объектов. Но это, наверное, не правильно. Тем более, что можно снимать стерео самодельным профессиональным фотоаппаратом.
В рамках Санкт-Петербургского фотографического общества был создан такой фотоаппарат. В принципе были объединены две зеркальные камеры в вертикальной ориентации на специально разработанном устройстве, позволяющем быстро и надежно крепить эти камеры, учитывая их вес, а также менять базис и угол схождения оптических осей.
Синхронизированы камеры были пультом дистанционного управления, специально переделанного под стереосъемки. Причем спуск работает как от спусковой кнопки ПДУ, так и от спусковой кнопки на любом из двух фотоаппаратах. Это очень удобно при лимите времени во время репортажной съемки. Использовались два одинаковых 50 мм объектива. Прошивка камер также подверглась модернизации и унификации. Основная проблема была в том, чтобы максимально синхронизировать одновременность срабатывания затвора. Так как затворы фотоаппарата не электронные, а механические, максимум, что удалось получить, это стопроцентную синхронизацию при использовании стереосистемы со студийным светом – это выдержка 1/60 секунды. Для более коротких выдержек, когда не надо обеспечивать полного открытия затвора для «улавливания» импульса вспышек, такой «рассинхрон» практически не виден на снимках и на него можно не обращать внимания.
В результате получилась профессиональная стереосистема, позволяющая снимать стереорепортажи в реальном времени (свадьбы, мероприятия, события…). Но для этой цели вполне могут подойти и выпускаемые стереомыльницы. А вот использовать весь арсенал современных методов и способов съемки они уже не в состоянии.
Созданным же устройством в стерео можно снимать и с синхронизированным студийным освещением, и делать мультиэкспозицию, снимать с автономными источниками света… В общем, делать практически все, на что способна современная зеркальная камера. И делать это все в стереовиде .
Самое главное, что появилась возможность снимать любые динамичные сюжеты в обычном режиме репортажной съемки. И при этом сам процесс сведения стереоснимков, так как обе камеры четко выставлены друг по отношению к другу, гораздо легче, точнее и быстрее, чем при съемке одним фотоаппаратом.
Пейзаж, снятый таким устройством, приобретает совсем другое восприятие за счет съемки быстро движущихся объектов, будь то падающая вода или летящая птица. Поэтому уже не надо задумываться о том, что в сюжете находятся движущиеся объекты, которые получатся на снимке либо «размазанными», либо полупрозрачными фантомами.
Обычная репортажная съемка не вызывает никаких трудностей, не смотря на ветер и движение объектов съемки в кадре. Выставленный базис 12-15 сантиметров позволяет эффективно снимать любые сюжеты на расстоянии от 2 до 20 метров от камеры.
Вариант репортажной съемки. Модель поскользнулась и чуть не упала. Но так как фотографирование велось в режиме серийной съемки, ни один сюжет из этой быстротекущей сценки не был упущен.
Любые скоротечные эмоции то же легко фиксируются стереокамерой, поэтому их можно вызывать искусственно, как это обычно делается в студийной съемке, не боясь их упустить. А это - один из главных смысловых центров снимка (см. статью о смысловых центрах в Фотошколе).
Особую прелесть такой стереосъемки придает независимость в съемке любых «случайных» и скоротечных сюжетов. При этом можно самому провоцировать любые движения в кадре.
Как известно из теории восприятия движения в фотографии, за передачу «эффекта движения» отвечает нерезкость либо объекта съемки, либо фона, либо "последствий " движения. То есть либо размыт объект съемки, либо фон, либо нерезки и те, и другие. В стереофотографии такие варианты проходят далеко не всегдас в связи с осбенностями этого вида съемки. Поэтому применяется основной классический способ «замораживания» объекта съемки за счет короткой выдержки.
Можно «повыкидывать» из экрана различные предметы. Обычно такие кадры снимаются с запасом по границам кадра по понятным причинам. Эффект нахождения объекта перед плоскостью изображения можно усилить за счет кадрирования. Достаточно границу кадра сделать как можно ближе к «летящему» объекту. Также "выкидываемые" объекты съемки по возможности не должны быть связаны с другими объектами на изображении.
При фотосъемке «игр с водой» применялись такие нюансы, как серийная съемка, достаточно короткая выдержка и размещение объекта съемки не в плоскости, перпендикулярной оптической оси объектива, как это требовалось бы по канонам традиционной фотографии.
Съемка водопада потребовала увеличения значения светочувствительности, чтобы соблюсти и глубину резкости, и обеспечить достаточно короткую выдержку для «замораживания» воды на снимке.
В следующей статье мы поговорим о разных редких способах фотосъемки, которые и в обычной фотосъемке применяются достаточно редко.
|
|