Макросъемка – в принципе особый вид фотографии, который требует и специальных навыков, и аппаратуры. Но если вы все-таки решите что-то снять сверхкрупным планом, то надо помнить некоторые основные тонкости.
Глубина резкости при макросъемке очень маленькая, иногда всего несколько миллиметров, поэтому наводка на резкость всегда вызывает определенные трудности. Опытные «макрушники» обычно никогда не используют режим автофокуса, только ручной. Но его использование часто проблематично, так как колебания в несколько миллиметров недопустимы при макросъемке.
Часто «макрушники» делают следующим образом: выставив приблизительно расстояние до объекта, фотограф начинает медленно-медленно двигаться, наблюдая пока объект съемки не попадет в миллиметры резких границ. И потом нажимает на затвор.
Лучше всего использовать при съемке штатив, но при фотографировании тех же насекомых такой вариант не проходит.
Если вы снимаете цифрокомпактом, то автофокус в макрорежиме не всегда уверенно работает, наводится он всегда по ближайшему объекту. Поэтому опытные «макрушники» в этой ситуации применяют серийную съемку (если у цифрокомпакта есть такая функция), во время которой слегка двигая фотоаппарат ближе-дальше по отношению к объекту съемки. А потом выбирают лучший кадр.
Освещение объекта съемки тоже обычно проблематично. Вспышку применять нельзя, так как она дает очень резкие тени с таких расстояний, за исключением специальной кольцевой, которая надевается на объектив и дает бестеневое освещение (но это уже специализированное оборудование). Поэтому при ярком солнечном свете и при помощи вспышки обычно не снимают.
Часто применяют разнообразные рассеиватели света в виде матовых стекол, белых листов пластика или бумаги. Некоторые конструкции крепятся непосредственно к фотоаппарату.
Очень хорошие результаты для макросъемки дает применение галогенных ламп с матовыми стеклами. Такой комплект можно сделать самому. Именно он и использовался для снимков, приведенных в данной статье.
Также надо помнить, что, несмотря на все технические ухищрения, фотографирование в режиме макро чрезвычайно чувствительно к колебаниям фотоаппарата от мельчайшей дрожи рук. Поэтому обычно съемка происходит с очень короткими выдержками. При недостатке освещения приходится повышать значение ISO.
Фон при макросъемке играет хоть и не очень важную роль, так как всегда находится в сильной нерезкости, но и немаловажен для цели выгодно выделить объект съемки. Поэтому светлое снимают на темном, темное на светлом, цветное на сером…
Не стоит забывать и о защите объектива от внешних воздействий. Так как линза находится всего в нескольких сантиметрах от снимаемого объекта, то на нее может попасть все, что угодно: начиная от пыльцы и брызг, и, кончая разными жидкостями, которые насекомые разбрызгивают, защищая себя.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D Объектив: SMC PENTAX-DA 50-200 мм ISO 1600. Выдержка: 1/125 секунды Диафрагма: 5,6 Фокусное расстояние: 200 мм Режим съемки: ручной
Кузнечик снят обычным длиннофокусным объективом. Преимущества такого объектива в том, что он позволяет получать достаточно крупное изображение, при этом не приближаясь вплотную к объекту съемки.
Так как съемка проводилась в пасмурную погоду, то чтобы сделать экспозицию приемлемой, значение светочувствительности было увеличено до 1600 единиц.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-D FA 50 мм MACRO
ISO 800.
Выдержка: 1/90 секунды
Диафрагма: 4,5
Режим съемки: ручной
Портрет на фоне зажигаемой спички. Именно в момент зажигания спичка дает максимум освещения, способного осветить лицо модели сзади. Для того чтобы сделать этот снимок, учитывая чрезвычайно маленькую глубину резкости, модель уперла руку в косяк двери и немного потренировалась, чтобы спичка с момент зажигания оказалась строго в конкретной точке пространства, на которую была наведена резкость фотоаппарата.
Баланс белого – искусственное освещение
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-D FA 50 мм MACRO
ISO 400.
Выдержка: 1/1000 секунды
Диафрагма: 2,8
Режим съемки: ручной
Снимать животных в макрорежиме очень сложно, так как они находятся постоянно в движении, и получается обычно один снимок из нескольких десятков. Для того, чтобы кадры получились резкими, использовалась очень короткая выдержка в 1/1000 секунды.
Для освещения использовался свет матированных галогенных ламп.
Баланс белого – искусственное освещение
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-D FA 50 мм MACRO
ISO 400.
Выдержка: 1/750 секунды
Диафрагма: 2,8
Режим съемки: ручной
Чтобы цветок сделать более нарядным, в качестве фона использовалась хрустальная ваза.
Линейное освещение от двух галогенных ламп.
Баланс белого – искусственное освещение
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-D FA 50 мм MACRO
ISO 3200.
Выдержка: 1/500 секунды
Диафрагма: 2,8
Режим съемки: ручной
Перевернутый снимок капли воды, отрывающейся от водопроводного крана. Чтобы получить более-менее короткую выдержку, пришлось максимально увеличить светочувствительность. Несмотря на выдержку в 1/500, сама капля все же получилась нерезкой. Чтобы получить этот кадр, пришлось сделать больше ста семидесяти дублей.
Освещение – одна галогенная лампа.
Баланс белого – искусственное освещение
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-D FA 50 мм MACRO
ISO 400.
Выдержка: 1/1500 секунды
Диафрагма: 2,8
Режим съемки: ручной
В качестве естественного рассеивателя двух галогенных ламп, выставленных по линейной схеме, использовалась хрустальная ваза, внутрь которой был положен цветок
Чтобы уменьшить глубину резкости, диафрагма была открыта полностью.
Баланс белого – искусственное освещение
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-D FA 50 мм MACRO
ISO 800.
Выдержка: 1/30 секунды
Диафрагма: 6,7
Режим съемки: ручной
Загорающаяся спичка. Чтобы сделать этот кадр, надо было сделать так, чтобы спичка загоралась в строго определенном месте пространства.
Баланс белого – искусственное освещение
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-D FA 50 мм MACRO
ISO 400.
Выдержка: 1/750 секунды
Диафрагма: 2,8
Режим съемки: ручной
Очень красивы цветы, освещенные контровым светом. В качестве него выступила галогенная лампа. Баланс белого – искусственное освещение. Лабораторную работу про макрофотографии можно выполнить здесь.
Что такое лабораторная работа?
|